Технико-экономическое обоснование увеличения грузоподъемности нефтеналивной баржи проекта Р - 93, страница 3

Развитие социально - экономических процессов в Красноярском крае в последние годы в значительной мере было предопределено системным кризисом экономики России. Однако и после социально - экономических потрясений, которые начались в 1992 году с "шоковой терапии", Красноярский край выглядит на фоне других регионов России как относительно благополучный регион. Край входит в тройку крупнейших экспортеров среди сибирских регионов (наряду с Тюменской и Иркутской областями) и оказывает существенное влияние на развитие всего российского экспорта. В 90-х годах транспортные потоки в РФ существенно сократились. Это сокращение сопоставимо по своим параметрам с общим спадом производства. Если общий по России грузооборот уменьшился в 2,5 раза, то в Западной и Восточной Сибири - в 2,7 и 2,9 раза соответственно. В Красноярском крае это снижение составило 2,8 раза. В это же время осуществлялась реконструкция и модернизация дорог края, протяженность которых увеличилась на 1807 км.   

8

Внутренний водный транспорт оказался в наиболее сложном положении. Его грузооборот по России сократился в 6,5 раза, а в Красноярском крае в 5,6 раза. Падение перевозок произошло за счет основных массовых грузов, формирующих структуру грузооборота Енисейского пароходства.

Перевозки нефтеналива сократились в 2,2 раза, леса в плотах - в 4 раза, сухогрузов - в 5,3 раза. Грузооборот основных речных портов - Красноярска, Лесосибирска и Дудинки сократился суммарно в 3-4 раза, Игарского - в 6 раз.

Приоритетной задачей ОАО " пароходство" является осуществление северного завоза за счет бюджетных средств и целевого финансирования заинтересованных краевых и районных администраций. По мере того как количество централизованных средств на северный завоз постепенно снижалось, падала активность деятельности компании.

Уменьшение объема перевозок в северные районы края было обусловлено также рядом других объективных причин, среди которых основными являются:

-   резкое падение перевозок нерудных строительных материалов, которые вплоть до 1995 года осуществлялись для строительства Богучанской ГЭС и каскада Таймырских ГЭС. Строительство этих объектов велось за счет финансирования из федерального бюджета и, в 1995 году было заморожено на неопределенный срок.

-   усилившаяся в начале 90-х годов миграция населения из поселков, находившихся на побережье Енисея и его крупных притоков, обусловленная развитием кризисных явлений в экономике. Это, соответственно, снизило потребность в обеспечении привозными товарами. Так, например, только в одном Туруханске количество геологических партий за 10 лет снизилось с 90 до 10, т.е. практически в десять раз.

9

-   строительство новых автомобильных дорог до населенных пунктов, находящихся на побережье Енисея и его притоков, развитие инфраструктуры авиационных перевозок, позволившее организовать круглогодичное снабжение значительного количества удаленных поселков и городов. Возможность осуществления круглогодичного завоза снизило потребность в создании дополнительных запасов на зимний период, что в ряде случаев оказалось экономически более эффективно из-за снижения затрат по хранению и закупке товаров в кредит.

-   значительное падение объемов завоза овощей и мяса из Минусинского района, обусловленное переориентацией коммерческих сбытовых структур северных районов на торговлю импортными продуктами питания и круглогодичным завозом их морским и авиатранспортом.

Все вышеперечисленные факторы оказали существенное влияние на объемы перевозок пароходства, снизив грузооборот компании до критически низких показателей.

Основными металлургическими предприятиями края являются Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, РАО "Норильский никель", завод "Сибэлектросталь