Электроборудование мостовых кранов. Рабочие механизмы грузоподъёмных кранов. Мостовой кран общего применения, страница 12

5.  Выбор контроллеров, аппаратуры управления и защиты

5.1. Контроллеры

Как известно, в крановых механизмах находят применение как системы контакторно-релейного управления, так и системы непрерывного управления. В системах контакторно-релейного управления крановыми двигателями применяют силовые и магнитные контроллеры. Согласно [1, табл. 5.1] для легкого режима работы вне зависимости от мощности выбранного двигателя применяются контроллеры типа К.

Магнитные контроллеры применяются при большой производительности крана и тяжелых условий работы. В нашем случае целесообразно применять силовые кулачковые контроллеры. Они предназначены для управления как двигателями постоянного тока, так и асинхронными двигателями и относятся к категории аппаратов непосредственного ручного управления.

В нашем случае используем контроллеры серии ККТ-60А, которые предназначены для пуска, реверсирования и регулирования скорости вращения асинхронных двигателей серии МТ путем изменения схемы и величины включенных в электрическую цепь сопротивлений. По условиям эксплуатации и назначению контроллеры относятся к категориям АС-2, АС-3, АС-4 по ГОСТ 12434. Каждый контроллер имеет 12 электрических цепей. Климатические исполнения: У2, УХЛ2, Т2. Степень защиты IP40. Контроллеры применяются только в цепях переменного тока. Охлаждение естественное.

Для механизмов подъема и механизма передвижения тележки применяем кулачковые контроллеры серии ККТ-61А. Максимальный допустимый ток данного типа контроллера составляет 100 А.

Для механизма передвижения моста выбираем кулачковые контроллеры серии ККТ-68А. Максимальный допустимый тока составляет 150 А.

Масса выбранных контроллеров составляет 12,5 кг. Число ступеней (положений) вперед/назад составляет 5/5.

5.2. Защитные панели

Крановые защитные панели предназначены для максимальной токовой защиты, нулевой защиты, конечной защиты (в сочетании с конечными выключателями) и нулевой блокировки.

Защитные панели не применяют для тех типов магнитных контроллеров, которые имеют собственные защиты.


Основными элементами защитной панели являются: линейный контактор для обеспечения нулевой защиты и автоматического размыкания цепи при срабатывании любого вида защиты; максимальные реле – для защиты цепей отдельных электроприводов, общий рубильник питания крана, кнопка включения, пакетный переключатель цепей управления.

Так как суммарная мощность приводов не превышает 125 кВт, то в кабине управления устанавливают ящик типа Я8901 с линейным контактором на 160 – 250 А и группой реле защит. От ящика Я8901 получают питание отдельные электроприводы крана.

Таким образом, все силовые цепи крана защищаются двумя специальными устройствами: ящиком с автоматическим выключателем и ящиком линейного контактора, а также линейными контакторами самих контроллеров.

5.3. Пульты управления и командоаппараты

Все мостовые краны оснащаются рабочим местом машиниста крана – пультом управления. Пульт управления представляет собой рабочее кресло, справа и слева от кресла установлены колонки управления, в которых размещаются по два контроллера управления, необходимые приборы, сигнальные лампы, кнопки и т.д.

В пультах дистанционного управления крановыми приводами используются командоконтроллеры серии ККП 1000 (контактный) и ККП 1423 (бесконтактный).


6.  Расчет и выбор пускорегулирующих сопротивлений, и построение механических характеристик

При расчете пусковых сопротивлений с использованием семейства универсальных характеристик строят необходимую диаграмму пуска двигателя исходя из относительных значений максимального момента переключений, числа ступеней пуска и момента статической нагрузки.

Число ступеней пускового сопротивления определяется конструкцией и схемой выбранного силового контроллера. В нашем случае выбранные контроллеры имеют 5 ступеней. При этом включение ступеней симметричное на каждую фазу.

6.1  Механизм главного подъема

Скорость идеального холостого хода:

                                                                    (6.1)

Номинальное скольжение:

                                                                    (6.2)

Номинальный ток и напряжение ротора (табл. 3) соответственно равны        Ip = 56 A, Up = 241 B.

Номинальное сопротивление фазы ротора:

                                                                       (6.3)

Сопротивление одной фазы обмотки ротора:

                                                                  (6.4)

Отношение максимального момента пуска М2 к минимальному М1:

                                                           (6.5)

Сопротивления ступеней:

                                            (6.6)