Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 1.Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы.

1. Понятие конкуренции. Объективные причины ее возникновения.

2. Предмет, формы и функции конкуренции.

3. Виды конкуренции по типам рынков.

4. Методы конкурентной борьбы.

5. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений.

I. Научная экономика предлагает наличие определенных элементов рынка:

- связь производителей и потребителей

- экономическую обособленность

- цены

- спрос и предложение

- конкуренцию (определяет величину экономических  регуляторов, которые выступают цены, нормы прибыли, норма процента на капитал и др.).

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериями доступа к редким благам (П. Хайне).

Конкуренция есть ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы (Ф. Найт).

Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его (К. Р. Макконели и С. Л. Брю)

Конкуренция – соперничество строго с новым, с инновациями (И. Шумпетер).

Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющихся ландшафт, на которых проявляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты ( М. Портер).

Конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущееся ими на доступных сегментах рынка ( А. Ю. Юданова).

Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции:

Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (форма рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции – это соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Конкуренция ( от латинского concurrentia – сталкиваться) – это соперничество на каком –либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели (Г. Л. Азоев).

Объективные предпосылки усиления конкуренции:

Макроэкономические:

1. Увеличение количества разнообразных п/п, действующих на российском рынке

2. Либерализация (невмешательство) цен и сокращение платежеспособного спроса

3. Либерализация внешнеэкономических отношений

4. Финансовая дестабилизация и информационные процессы

5. Обеспечение конвертируемости рубля

6. Приватизации и формирование негосударственного сектора экономики

7. Демонополизация экономики

8. Создание рыночных институтов

Микроэкономические:

1. Изменение поведения п/п на рынке

2. Трансформируется и покупательское поведение потребителей.

II. Предмет конкуренции – товар/услуга.

Объект конкуренции – потребитель (покупатель, заказчик).

Функции конкуренции:

1. установление и выполнение рыночной стоимости товара

2. выравнивание индивидуальной стоимости и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования распределяемых ресурсов.

3. регулирование перетока капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого или уровня эффективности его использования.

Формы конкуренции:

1. Видимые

- снижение цен

- предложение товаров более высокого качества

- расширение сроков гарантийного обслуживания

- предложение новых форм реализации товаров

- сбыт через посредников

2. Неосязаемые

- борьба за контроль над рынками сбыта продукции

- борьба за получение выгодных экономических отношений государственных заказов

- борьба за более высокий имидж п/п.

III.  

Классификация видов конкуренции

По типам рынков:
- совершенная конкуренция
- монополистическая конкуренция
- олигополия
- монополия
,По регулирования конкурентных отношений:
- добросовестная конкуренция
- недобросовестная конкуренция
,Ценовая:
-прямая
- скрытая
- «Ценовая война»
,Неценовая:
- конкурентное желание
- товаро-родовая конкуренция
- марочные конкуренции
- параметрические конкуренции

,Методы конкурентной борьбы


В основу определения типа рыночной структуры положены следующие критерии:

1. количество п/п, представляющих на рынке  выпускаемую отраслью продукцию

2. характер производимой продукции (стандартизированная или дифференцированная)

3. наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее

4. степень доступности к экономической информации

Характеристика типов рыночных структур

Тип рыночных структур

Количество п/п на рынке

Характер производимой продукции

Цены

Входные барьеры, доступ к информации

Совершенная конкуренция

Много

Стандартизированная, однородная

Свободные

Нет, свободные

Монополистическая конкуренция

Много

Дифференцированная

Дифференцированные

Высокие, тщательно скрывается

Олигополия

2-5

Стандартизированная, дифференцированная

Дифференцированные

Высокие, тщательно скрывается

Монополия

1

Стандартизированная, дифференцированная

монополиста

Высокие, свободные

Виды монополии:

1. Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических запретов

2. Естественная монополия – необходима в связи с тем, что без нее невозможно эффективное использование ресурсов

Похожие материалы

Информация о работе