Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений, страница 7

Лекция 5.Конкурентоспособность товара

1. Понятие конкурентоспособности товара.

2. Параметры характеризующие конкурентоспособность товара.

3. Подходы к оценки конкурентоспособности товара.

I.  Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующаяся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

На данном рынке объект может быть конкурентоспособен, на другом нет.

Повышение конкурентоспособности основывается на всесторонним изучением рынка, выявлением новых конкурентов и если такие находятся, то анализ должен сконцентрироваться на деятельности основных конкурентов и их вероятностном поведении. Совершая покупку, потребитель выбирает нужный ему товар и приобретает тот, который соответствует его финансовыми возможностями и удовлетворяет его потребности в наибольшей степени.

Конкурентоспособность товара - это вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров конкурентов. Конкурентоспособность товара связана не с отличительными характеристиками товара, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Таким образом конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя.

Уровни конкурентоспособности:

1.  Конкурентоспособность товара

2.  Конкурентоспособность п/п

3.  Конкурентоспособность отрасли

4.  Конкурентоспособность страны

II. Для того, чтобы товар стал приемлемым для покупателя он должен обладать набором определенных показателей.

Показатели конкурентоспособности товара,Маркетинговые подходы,Экономические
Цп=Цт+Зо
,качественные,-классификационные
- оценочные: нормативно –производственные, консультационные (единичные, групповые)
 


1 группа: качественные показатели конкурентоспособности товара.

Они характеризуют свойство товаров и его характеристики с точки зрения готовности товаров удовлетворить конкретную потребность.

Свойство товаров способный его характеризовать как объект проектирования (новизна, сложность, потенциальная частота и т.п.), как объект производства (материалоемкость, энергоемкость) и как объект потребления и эксплуатации (производительность, надежность, безопасность, скорость).

Качественные показатели делятся на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели раскрывают назначение товара, область применения т условия использования.

Оценочные показатели характеризуют свойство товаров, которые определяют его качество.

Оценка соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства и аттестации товаров. Эту группу оценочных показателей называют нормативно-производственной.

И оценка соответствия свойства товаров конкретной потребности производится чаще всего в процессе использование товаров. Поэтому эту группу оценочных показателем условно называют консументной.

Консументные показатели подразделяют на групповые и конкурентные.

Среди групповых показателей выделяют:

- функциональные оценочные показатели – совершенство выполнения основной функции;

- надежностные оценочные показатели (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

- эргономические оценочные показатели (гигиенические, физиологические, психофизиологические);

- эстетические показатели (рациональные формы, художественные ценности, целостной компазиции).

2 группа: экономические показатели конкурентоспособности   

Экономические показатели конкурентоспособности товара оценивают цену потребления, то есть затраты потребителя необходимые для удовлетворения его потребности.

Цптпотр

Потребительская ценность (ПЦ) – это то сколько готов заплатить потребитель за данный товар либо услугу.

Если ПЦ>Цп à то создается запас конкурентоспособности товара.

Разница между потребительской ценностью и ценой потребления для п/п – запас конкурентоспособности товаров, а для потребителя прибылью.

3 группа: маркетинговые показатели