Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы. Государственное и законодательное регулирование конкурентных отношений, страница 9

2)в настоящее время отсутствуют международные документы по оценки конкурентоспособности различных объектов

3) показатели конкурентоспособности должны присутствовать у каждого объекта

4) для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять научные подходы, принципы и методы

5) конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара.

II. Конкурентоспособность п/п – это реальная и потенциальная возможность п/п с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Показатели оценки конкурентоспособности п/п:

- экономический потенциал и эффективность деятельности п/п (прибыльность, доходность, рентабельность)

- производственный и сбытовой потенциал

- научно исследовательский потенциал

- финансовое положение п/п и другие.

Оценка конкурентоспособности п/п

Кпр = ∑аi +bj *Kijà1

ai = Vi/V

Кпр – конкурентоспособность организации

ai – удельный вес i –го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, доли единиц i =1,2…n

bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации

Kij – конкурентоспособность i – го товара на j – м рынке

Vi – объем продаж i –го товара за анализируемый период, денежные единицы.

V  - общий объем продаж организации за тот же период, денежные единицы.

III.

По сравнительным преимуществам,Метода оценки конкурентоспособности п/п,По рыночным позициям 
- структурный
- функцирональный
,По профилю и качеству продукции,Матричный метод,По теории равновесия  


1.  По сравнительным преимуществам

Этот метод изучения конкурентоспособности с позиции сравнительного преимущества. Применяются в основном при оценки возможностей п/п на международном рынке. Непосредственно измерить сравнительные преимущества не возможно, поэтому  существует несколько методов один из которых часто используемых является метод построенный на предложении. Чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению к конкурентам.

2.  По теории равновесия фирмы и отрасли.

Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимула для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства. В данном случае критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей производительностью, чем у конкурентов.

3.  По рыночным позициям предприятия.

Существует 2 подхода:

1)  Структурный

Здесь оценка положения фирмы может быть сделана на основании знаний того, об уровни монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала и барьеров на вновь ступающих отраслевой рынок фирм.

2)  Функциональный

Здесь главную роль играют экономическую показатель фирмы. Например: соотношение издержки и цены. Загрузка производственных мощностей объемы выпуска продукции, норма прибыли.

4.  Метод профилю и качества продукции.

5.  Матричные методы.

Например: матрица БКГ, МакКензе, SWOD – анализ, PEST – анализ, АВС – анализ.

Лекция 7.Конкурентные преимущества п/п.

1. Понятие конкурентных преимуществ п/п.

2. Ценность, цепочка ценностей.

3. Виды конкурентных преимуществ п/п.

4. Источники конкурентных преимуществ.

I.  Конкурентные преимущества п/п – это наличие у него осязаемых и неосязаемых ресурсов.

Осязаемые ресурсы – это активы п/п, которые отражаются в бухгалтерском балансе (наличие денежных средств, материальные ресурсы).

Неосязаемые ресурсы – зависящие от человека и не зависящие от него.

Независящие от человека – имидж, фирменный стиль, бренд.

Зависящие от человека – уровень квалификации персонала, популярная управленческая команда.