Анализ выполнения задач школы за 2011/2012 учебный год. Формирование патриотизма у младших школьников, страница 5

Работа над развитием индивидуальных способностей учащихся на 1 ступени образования через организацию личностно-ориентированного образовательного процесса  будет  продолжена и в последующие годы.   Кроме того, эта кропотливая работа даёт возможность квалифицированно строить работу с родителями, грамотно проводить родительские собрания.

Одним из дидактических показателей результативности развивающего обучения является уровень обученности и обучаемости младших школьников. Начиная работу с классом, наши учителя выявляют состояние обученности и обучаемости  детей, чтобы правильно поставить обучающие и развивающие задачи,  а затем после завершения определенного этапа работы  (в конце учебного года) вновь оценить состояние обученности и обучаемости  тех же ребят. Решение этой проблемы учителя связывают с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), которая характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей.

Основные характеристики УАР (уровеня актуального развития) - обученность,  воспитанность, развитость.

Основные характеристи  ЗБР (зоны ближайшего развития)  – обучаемость, развиваемость и воспитуемость.

В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трасформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности школьника.

Работая над выявлением обученности и обучаемости,  наши  учителя сталкиваются с проблемой недостатка материалов для проведения мониторинга обученности.  Иногда уровень обучаемости, который определил психолог школы, сильно отличается от показателя обученности, выставленный учителем. Часто причина кроется  в разных  методиках определения. Целью психологического исследования  является  разработка общих и индивидуальных рекомендаций по развитию умственного потенциала учащихся с целью создания оптимальных возможностей и условий для обучения. Однако,   эти рекомендации иногда носят общий характер.

В решении данного вопроса помощь психолога должна быть более ощутимой, особенно на этапе  выработки единых подходов в определении обученности и обучаемости    и    сравнительного анализа результатов.

Не менее важной задачей для начальной школы является формирование у младших школьников общеучебных умений и навыков. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволяет формировать активность и самостоятельность в учебном процессе, а главное -  научить детей учиться.  Учителя нашей школы  проводят диагностику  уровня развития у учеников  общеучебных умений и навыков, определяя: учебно- деятельностные учебно – интеллектуальные   учебно- организационные учебно- иформационные учебно- коммуникативные  умения. Далее организуется необходимая коррекционная работа.  Работа над  развитием  у учеников  общеучебных умений и навыков начинается с первого года обучения и продолжается на протяжении четырех лет.  Такая работа  помогает нашим учителям решать одну из  главных задач начальной школы  – научить  младшего школьника учиться.

Работа над развитием индивидуальных способностей учащихся на первой  ступени образования через изучение обученности и обучаемости, проведение диагностики уровня общеучебных умений и навыков, организацию необходимой коррекции, организацию  личностно-ориентированного образовательного процесса  будет  продолжена и в последующие годы.

В школе налажена работа по преемственности с дошкольными учреждениями № 561, №562. Цель этой работы:  «Создание оптимальных условий для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования». План работы по преемственности с д/у выполнен в полном объеме.