Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 38

Резкое снижение добычи котиков в российских водах (9 тыс. голов в 1899 г.) было связано как с хищническим промыслом, так и с тем, что царское правительство пассивно отнеслось к договору, заключенному между США и Англией, о запрете ведения морского промысла в восточной части Берингова моря на два года, начиная с 1881 г., и оставило открытой для промысла западную часть Берингова моря. И первыми же устремились в командорские и курильские воды канадские и американские шхуны, к ним присоединились японские, воспользовавшись решением Парижского трибунала (1883 г.), на основании которого запретная зона промысла ограничивалась всего 3-х мильной территориальной полосой,  и уничтожили, например,  в 1884 г. непосредственно в море 80 тыс. котиков. Всего за 1892-1897 гг. иностранцами было добыто в Беринговом море 290 тыс. котиков (легальный береговой промысел дал только 120 тыс. голов) [6].

Быстроходные браконьерские парусно-паровые китобойные и зверобойные шхуны (в отдельные годы до 200 судов), оснащенные гарпунными пушками и ружьями, незаконно били китов и морского зверя у берегов Сахалина, Камчатки, Командорских островов, за бесценок скупали меха у туземцев, спаивали их. Основной удар пришелся по дальневосточным популяциям северного морского котика и калана, которые были практически полностью уничтожены ко времени подписания Вашингтонской конвенции 1911 г.[15]

В 1889 г. было принято «Временное положение по организации забоя ценных зверей», разрешавшее бой котиков только на холостяцких лежбищах и запрещавшее бой в море, во время миграций к русским берегам. Учреждение наблюдательных партий в местах размножения (например, на о-ве Тюлений) и патрулирование русских берегов привело к изменению тактики браконьерского боя и даже изменило судостроение. Если раньше преобладал береговой промысел на лежбищах, когда тайно высадившиеся группы охотников забивали животных дубинами и тут же разделывали их, то теперь зверобойные суда перехватывали животных в море во время сезонных миграций. Для поиска и промысла использовались шлюпки и вельботы (6-8 на шхуну) с экипажем из трех человек: гребец, рулевой и стрелок. Шлюпки на веслах, обитых кожей, или под парусом расходились в разные стороны в поисках животных, которых отстреливали из ружей картечью. Соответственно строились крупные (150-200 т) шхуны с экипажем 20-25 человек, способные быстро поднять шлюпки с охотником на борт и уйти от погони [19].

Параллельно с китобойным промыслом дальневосточники осваивали зверобойный, который в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. развивал Дальгосрыбтрест, а затем – и Акционерное камчатское общество на побережье Камчатки, Командорских, Шантарских о-вах, в Охотском море.

Промысел велся с небольших зверобойных шхун, которые базировались во Владивостоке. Каждую весну они уходили в Охотское море, к Шантарским о-вам и о-ву Тюлений, а затем перебирались в район Чукотки. Зверобойная парусно-моторная шхуна «Нажим» в 1932 г. открыла первую навигацию советского зверобойного промысла на Дальнем Востоке [11].

В 1933 г. были пригнаны из Норвегии две зверобойные шхуны, а в 1935 г. прибыли ещё две шхуны – «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин». С 1936 г. зверобойный промысел получил промышленное развитие. Увеличилась добыча моржа, сивуча, ледовых тюленей. Общий вылов китов и ластоногих увеличился в 1937 г. по сравнению с 1933 г. в 3,9 раза (с 78,4 до 307,1 тыс. ц) [7].

До 1954 г. судовой зверобойный промысел имел небольшое значение, так как осталось одно судно (сказались последствия войны) и ежегодная добыча составляла не более 5-8 тыс. голов (вместе с береговым лишь иногда превышала 20-30 тыс. голов в год). В 1954-1957 гг. количество новых зверобойных судов достигло 12, и масштабы промысла возросли [17]. Это были деревянные шхуны финской постройки (рис. 60), они имели длину 40,5 м, ширину 9,5 м, водоизмещение 422 т, мощность ГЭУ 300 л.с., объём нерефрижераторного трюма 200 м3, экипаж 25 человек. На каждой шхуне предусматривалось 5-6 моторных фангсботов длиной 5,84 м, шириной 1,74 м, водоизмещением 4,7 т, грузоподъемностью 2 т, с которых отстреливали зверя винтовками. Убой зверя производился как лежащего на льду, так и находящегося на плаву. В первом случае выстрел производился с 50-80 м, во втором – с 15-20 м. Зверь сразу загарпунивался, так как быстро тонул. На береговых лежбищах забой тюленей осуществлялся с помощью либо «палок-дрыгалок», либо закидного невода и «палок-дрыгалок», а также бесшумных пневматических ружей с инъекционными полыми пулями [8].