Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 11

Успешное развитие промысла сардины кошельковыми неводами в Приморье позволило освоить лов сельди у берегов Камчатки (олюторской в 1937-1937 гг., жупановской в 1940-1941 гг.) [14]. Таким образом, этот период становления кошелькового лова характеризуется следующим:

1. Лов осуществлялся в основном с маломощных (20-30 л.с.) деревянных судов – японских кавасаки. Специализированный сейнерный флот был малочисленным;

2. Применялись небольшие по размерам «низкостенные» невода (300х50 м), сшитые из хлопчатобумажных ниток;

3. Выборка невода была ручной.

Второй этап характеризуется тем, что с исчезновением в 1940 г. иваси приморские рыбаки перешли на кошельковый промысел скумбрии, который просуществовал недолго – с 1942 по 1955 г., так как сырьевые запасы этой рыбы были невелики [6]. Размеры скумбриевого невода составляли 500-550х85 м [32].

На характер промысла отложила свой опечаток война. В годы Великой Отечественной войны Дальневосточный бассейн остался единственным районом, откуда шла для нужд фронта и тыла рыбная продукция.

Чтобы обеспечить фронт и тыл рыбной продукцией, Госкомитет обороны наметил мероприятия по форсированному развитию рыболовства в Сибирском и Дальневосточном бассейнах, которые предусматривали создание специальных рыбопромысловых трестов на реках Сибири и Дальнего Востока, строительство консервных заводов и увеличение числа промысловых судов [25]. На ряде судоремонтных предприятий Приморья был организован выпуск буксирных катеров, сейнеров, барж, кунгасов, кавасаки, строились мелкие гребные суда. За годы войны рыбная промышленность бассейна получила 452 единицы самоходных и 1300 единиц несамоходных судов [19]. Также капитан Сидельников первый применил кошельковый невод для лова сельди. Стремясь удлинить промысловый период, он ввел ночной лов и приспособил свой сейнер для транспортировки улова на рыбокомбинат (р/к «Преображение») [24]. Капитан С.А. Вакуров в 1944 г. среди сейнерных команд Приморья добыл рыбы больше всех – свыше 8000 ц. С.А. Вакуров в годы войны стал широко известен как искусный мастер тралового и кошелькового лова. Осенью 1944 г. его команда в районе Совгавани одним заметом кошелькового невода поймала 600 ц сельди [34].

Рыбаки комбината «Тафуин» стали инициаторами использования кошелькового невода для добычи мойвы, а капитан кавасаки с острова Попов И.Е. Белошапко одним из первых в Приморье организовал лов кошельковыми неводами летней мойвы [25]. С 1948 г. стали строить специализированные стальные боты РБ-80 (позднее, с 1957 г. – МРС-80). Новые суда пришли на смену старым деревянным японским кавасаки. На всех судостроительных площадках Сахалина и Камчатки началось строительство таких судов (за два с небольшим года – 35 единиц) [24].

С 1951 г. на вооружение рыбаков стали поступать принципиально новые промысловые суда – океанические и рыболовные сейнеры (СО, РС-300). К 1954 г. на Дальневосточном бассейне работали 73 средних рыболовных траулера (СРТ-300), 70 РС и 480 СО и МРС [25].

С 1951 г. кошельковые невода впервые на Дальнем Востоке начали изготавливать из капроновых сетематериалов, что позволило облегчить массу невода и продлить срок его эксплуатации. Эти два решающих события дали возможность увеличить размеры неводов до 500-550х70-80м [18]. Так, в сельдевую путину у берегов Сахалина из 72 промысловых судов Приморья только семь имели кошельковые невода, построенные из хлопчатобумажных сетематериалов [10].

Благодаря тому, что на судах с 1954 г. стали устанавливать рыбопоисковые приборы, появилась возможность вести поиск скоплений и наводить на них промысловые суда[1]. Например, в 1954 г. с помощью поисковых судов было выловлено 70 % всей сельди, добытой возле Сахалина, а в 1956-1957 гг. добыча сельди по указанию поисковых судов уже составляла 98-99 % от общего улова [10].