Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 16

Выливку улова из тралов осуществляют с помощью рыбонасоса, подсоединенного к переходному патрубку, расположенному на конце мешка. При этом упрощается выборка трала и уменьшаются энергозатраты, производимые на судне при выливке улова.

1.3.2. История отечественного промысла тралами

Началом развития тралового промысла в России можно считать 1899 г., когда на судне «Андрей Первозванный» под руководством профессора Н.М. Книповича было предпринято обследование Баренцева моря, но первым применил трал в отечественном рыболовстве капитан Н.Л. Копытов в мае 1906 г. на зафрахтованном норвежском пароходе «Эрлинг» [8]. На Мурмане вел промысел траулер «Опыт» архангельского купца Белявского, а также траулеры «Николай» и «Брат» ревельских рыбопромышленников Малаховых [5].

В 1908 г. появился первый траулер на Черном море. Он прославился эффективной, но недолгой работой, где промысловые успехи на добыче черноморской кефали навели ужас на владельцев известных одесских шаланд.

Промысловики Южного Приморья стали пионерами в организации промышленного тралового лова с использованием специализированных рыбопромысловых судов. В 1911 г. дальневосточный торговый дом «О.В. Линдгольм и Кº» приобрел в Англии траулер «Находка». Несколько позже в этом же году во Владивосток прибыл с Черного моря знаменитый траулер «Федя» водоизмещением 209 т, оснащенный оттер-тралом. Судно было приспособлено морозить и хранить на борту рыбу. Возле о-ва Аскольд его улов составлял 5-7 т камбалы и бычков за траление в течение 3-7 мин, всего за три месяца тралений в заливе Петра Великого он поднял на борт около 200 т камбалы, трески, бычка, терпуга и минтая [2].

Вторая попытка создать русский траловый промысел была сделана в 1910 г. предпринимателем К.Ю. Спаде. Он открыл фирму «Русские северные промыслы К.Ю. Спаде – траловый лов и рыбная торговля». В 1912 г. предприниматель имел уже четыре траулера и в 1913 г. основал базу для своих траулеров в губе Порчнихе. Промысел продолжался до 1915 г. [5].

В Архангельске, еще в период интервенции, рыбопромышленная фирма «Беззубиков и сыновья» вместе с местным отделением организации «Центросоюз» взяла в аренду 12 минных тральщиков английской постройки и оборудовала их для тралового лова [5].

В 1918 г. профессор Аверинцев организовал экспедицию на траулере «Дельфин» по изучению Баренцева моря и составлению промысловых карт. Но только в 1922 г. капитаны получили первую советскую промысловую карту[3]. В 1924 г. в Баренцевом море круглогодично работали четыре траулера. С 1926 г. траловый флот стал базироваться в Мурманске [8].

На первых порах в траловом флоте применялся 33-метровый оттер-трал. Для облегчения и ускорения спуска и подъема трала капитан С.П. Леонтьев предложил установить судовые стрелы [8].

Подъем улова на борт судна усовершенствовал в 1928 г. капитан Ф.М. Михов, который применил специальный дележный строп с линем [8].

В 1932 г. были внедрены кабели, а для дальнейшей механизации работы с тралом применен удавной строп с линем [7].

В 1932 г. создан отечественный 34-метровый донный трал[4], который применялся до 1950 г. Трал, созданный старейшиной мурманских добытчиков Федором Михайловичем Миховым, оказался уловистей английских тралов [11].

Общий вид донного трала показан на рис. 14.

Тралмейстером-наставником А.С. Поповым в 1957 г. разработана система работы с тралом без квартропов[5], что значительно сократило аварийность орудий лова и увеличило их вертикальное раскрытие [8].

В связи с этими усовершенствованиями траловый промысел активно развивался в конце 30-х гг. на Северном бассейне. Особую роль стал играть незамерзающий порт Мурманск, где в 1926 г. была основана база тралового флота. В 1935 г. в ее составе уже было более 70 новых траулеров, а годовая добыча рыбы составила около 1 млн ц [7].

Флот пополнялся мощными по тому времени рыболовными траулерами – сначала немецкой, а затем и отечественной постройки (РТ-800, 1100). В 1932 г. в Мурманск пришел первый траулер советской постройки – РТ-58 «Спартак» [5].