Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 14

1.3. Тралы

1.3.1. История мирового промысла тралами

История промысла тралами насчитывает более шести веков. Еще в 1376 г. в английском парламенте рассматривалась жалоба на некоторых «хитроумных рыбаков», придумавших новое орудие (прим. авт.: очевидно, бим-трал) лова, которое «переворачивает грунт, уничтожает морскую фауну, губит мелкую рыбу и тем наносит рыболовству непоправимый ущерб». С этим связывали упадок рыболовства на некоторых банках [12].

Переходным орудием лова от донных неводов к тралу считалась паранцелла, но возможно, лов ею применялся раньше снюрревода. Паранцелла представляла собой тралирующее орудие лова с крыльями длиной 10-12 м и мотней – 30 м. Применялась паранцелла сначала в Средиземном море. Лов осуществлялся с двух  парусных судов, идущих на расстоянии около 100 м друг от друга со скоростью около 2,5 узлов.

В 1859 г. ночной лов этим орудием был запрещен. В 1877 г. паранцелла появилась на тихоокеанском побережье Америки. На лову работают два судна длиной 15-20 м, мощностью главного двигателя 100-150 л.с. и лебедкой, имеющей привод от двигателя. Команда на судне 8 человек. Иногда ловят двумя паранцеллами с трех судов. При тралении на большой глубине расстояние между судами достигает одного километра. Ловят днем на глубине не более 100 м. За сутки делают 1-2 замета продолжительностью 1,5-2 часа [1].

Трал стали применять в начале 30-х гг. XIX в., в Англии, откуда он, быстро распространяясь, перешел к бельгийцам, датчанам, голландцам и французам  [8].  Этапы развития  донного трала  показаны на  рис. 13. Бим-трал использовался до 1880-х гг. Приблизительно с этого времени появился оттер-трал, с 1920-х гг. – трал Виньерон-Даля (Vigneron-Dahl) [13].

Более существенное развитие траловый лов получил лишь в середине XIX в. в Северном море и близлежащих к нему районах. В этот период стал бурно развиваться железнодорожный транспорт, что позволило быстро доставлять рыбу во внутренние районы материка. Развитию тралового промысла способствовало также применение для сохранения улова льда. До этого промысел производился вблизи берегов, и рыбу доставляли на рынок в живом виде.

Пароходы для рыбного лова впервые применены в 1865 г. французами, а через год – американцами.

В траловом промысле пароходы стали применять несколько позже. В 1870 г. в Англии был спущен на воду первый паровой траулер «Берта». В конце 80-х гг. паровые траулеры появились почти одновременно в Германии и Голландии.

Преимущества паровых судов выявились в полной мере лишь тогда, когда на смену бим-тралу пришел оттер-трал. Он был применен в 1869-70 гг. Изобретение его одни приписывают норвежскому капитану Петерсону, другие – англичанину Скотту.

После перехода на лов оттер-тралом, у которого горизонтальное раскрытие устья обеспечивалось распорными траловыми досками, стало возможным привести размеры сетной части трала в соответствие с мощностью паровых судов.

Большое влияние на развитие тралового промысла оказало изобретение сельдяного трала. Началом тралового промысла сельди следует считать 1902 г., когда один из шотландских траулеров доставил в Абердин (Шотландия) хороший улов сельди.

Открывшаяся возможность применения паровых машин на судах тралового, сетевого и крючкового лова сразу увеличила шансы на развитие морских промыслов в наиболее технически развитых странах. Англия, которая стояла в конце ХIХ в. на первом месте, как по общему уровню техники, так, в частности, и по технике мореплавания, быстро начала занимать первенствующее положение и в деле развития морского рыболовства. Дизельные моторы, благодаря своей компактности, стали удобны не только для установки на более или менее крупных судах, но и нашли широкое применение в мелком рыболовном флоте ряда европейских стран, позволили увеличить его интенсивность [8]. Если в 1903 г. норвежцы имели всего 30 моторных судов, то в 1910 г. их уже было 2400 [12].