Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 22

Рис. 27. Японский сейнер-траулер: 1 – мачта РЛС; 2 – рулевая рубка; 3 – брашпиль; 4, 12 –  люки, 5 – кладовая; 6 – форпик, 7 – каюты; 8 – радиорубка; 9, 11 – рыбные трюмы; 10, 16 – цистерны жидкого топлива; 13 – кап. МО; 14 – машинное отделение; 15 – провизионная; 17 – ахтерпик; 18 – слип; 19 – траловая дуга; 20 – навивной барабан; 21 – буй; 22 – траловая лебедка

В настоящее время освоен зимний снюрреводный лов камбалы, минтая, терпуга и трески на глубинах 500-800 м с судов РС-300, СТР-800, 1320 и летний промысел на глубинах 100-200 м с судов МРС-150 и др.

Выводы

1. Принцип лова мутниками известен русским рыбакам, промышляющим в европейской части России, давно, но датчане относят появление камбального невода (или снюрревода) к 1848 г.

2. На Дальнем Востоке донные невода были известны раньше японцам, китайцам и корейцам. Первый опыт использования донных неводов в водах Приморья приходится на 1930 г. За прототип был взят корейский невод. Широкое распространение донные невода получили с начала 40-х гг. ХХ в. на маломерных судах, с середины 80-х гг. ХХ в. – на среднетоннажных.

3. До конца 60-х гг. ХХ в. на судах применялись пеньковые комбинированные урезы и х/б невода, затем в качестве урезов использовали комбинированный канат геркулес – пенька-сталь и капроновые невода, с 1984 г. – полипропилен-сталь, а позднее – полиэтиленовые невода, что заметно изменило снюрреводный лов.

4. Снюрреводы позволяют облавливать разреженные скопления, наносят меньше ущерба рыбным банкам, чем тралы. С их помощью можно облавливать отдельные небольшие участки, где из-за преобладания тяжелых грунтов траловый лов затруднен. К другим достоинствам снюрреводного лова, в сравнении с траловым, можно отнести высокую производительность и меньшие энергозатраты.

1.5. Дрифтерные сети

1.5.1. История промысла рыбы дрифтерными сетями

Дрифтерный лов как один из видов добычи пелагических объектов водного промысла в озерном и речном рыболовстве известен с древнейших времен. Использование же дрифтерных порядков в прибрежном океаническом рыболовстве на путях миграции сельди, скумбрии, лососевых получило свое развитие только в середине 1930-х гг. [9].

Вследствие своей трудоемкости (присоединение и отсоединение поводцов, буйрепов, наплавов, сетей между собой) и большого объема ремонтных работ в 50-60-е гг. ХХ в. дрифтерный лов был вытеснен траловым и кошельковым. В 1970-е гг. из-за снижения запасов пелагических рыб произошло возрождение дрифтерного промысла. В это же время значительное увеличение размеров применяемых дрифтерных порядков усилило воздействие дрифтерного промысла на морские экосистемы. Самыми активными рыболовами стали японские, тайванские и южнокорейские суда.

Дрифтерные сети соединяют между собой в так называемый порядок. Порядок выметывают с судна-дрифтера, который дрейфует в море вместе с порядком. Встречаемая на пути дрейфа рыба объячеивается в сетях. Современный порядок дрифтерных сетей для лова лосося показан на рис. 28.

Рис. 28. Порядок сетей во время дрейфа: 1 – светящийся буй;

2 – радиобуй; 3 – буй с флагом

Дрифтерный промысел сардины иваси был одним из основных промыслов на Дальнем Востоке в конце 20-х и начале 30-х гг. ХХ в. Сети имели простое устройство без поплавков и загрузки в виде грузил–камешков. Собирались в порядки длиной около 1 км (15-20 сетей по 50-75 м) и высотой 8-9 м [1]. Параллельно сетями ловили и скумбрию. В Приморье иваси ловили до 1940 г., скумбрию – до 1955 г. Сетями добывалась основная доля вылавливаемой сардины: в 1933 г. – 93,0 %, в 1939 г. – 50,0 %, в 1940 г. – 37,0 % [4].

1.5.2. История промысла лосося дрифтерными сетями

Дрифтерный промысел лосося освоили японские рыбаки. В 1935-40 гг. японцы завершили ряд широких океанографических исследований в Японском, Охотском и Беринговом морях с массовым мечением лососей в открытом море. В результате опытных дрейфов с массовым мечением лососей красными целлулоидными метками были установлены пути нерестовых миграций красной, кеты, горбуши и кижуча. Дрифтеры ловили лосося на удалении около 40 миль, выставлялось на промысел около 200 судов, и средний вылов составлял 100-200 т на судно. Всего дрифтерный промысел давал до 40 % уловов лосося в районе Северных Курил, 60 % вылавливалось ставными неводами за период с 1938 по 1944 гг. [7].