Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 2

- во-первых, определенное влияние на развитие рыбной промышленности оказывали следующие исторические события: Симодский трактат 1855 г., Российско-японская конвенция 1867 г., договор между Россией и Японией 1875 г., строительство Великой Сибирской железной дороги – 1897 г., Русско-японская война – 1904-1905 гг. и Портсмутский мирный договор – 1905 г., Рыболовная конвенция – 1907 г., революция, Гражданская война и японская интервенция – 1917-1922 гг., Великая Отечественная война – 1941-1945 гг. и др.;

- во-вторых, в силу исторически сложившихся русско-японских отношений, особое влияние оказало проникновение японского капитала в русское рыболовство в начальный период становления отечественной рыбной промышленности, т.е. с середины XIX в. до середины 40-х гг. XX в.;

- в-третьих, основу добычи за длительный период времени около 100 лет (с середины XIX в. до середины 50-х гг. XX в.) составлял лосось (рис. 1.1) [26]. Несмотря на то, что активное рыболовство и промысел в открытом океане занимают ведущую роль с конца 50-х гг. ХХ в. по настоящее время, промысел лосося сохранил ведущие позиции в рыбной отрасли Дальнего Востока, находясь на втором месте после добычи минтая.

По Симодскому трактату, Сахалин был признан неделимым владением России и Японии, и что давало основание Японии продолжать развивать свое рыболовство в сахалинских водах.

Конвенция 1867 г. предоставляла гражданам обоих государств равные права на промысел рыб, в том числе анадромных, у берегов Сахалина.

По договору 1875 г., Япония добилась передачи ей Курильских островов взамен отказа от совершенно необоснованных претензий на Южный Сахалин.

Строительство Великой Сибирской железной дороги дало толчок экономическому развитию Дальнего Востока, что в свою очередь ускорило развитие капиталистических отношений, способствовало возникновению новых поселков, усилило приток переселенцев в район, несмотря на то, что сохранение феодальных пережитков в стране тормозило хозяйственное освоение в целом Дальнего Востока. Так, непосредственно по железной дороге было вывезено на запад страны в 1907 г. – 197 тыс. пудов, а в 1913 г. – 2504 тыс. пудов рыбопродукции из лососевых рыб. Это повлекло изменение направления перевозки русской рыбной продукции и сокращение ее экспорта на японский рынок с 1833 тыс. пудов в 1909 г. до 146 тыс. пудов в 1913 г. [15].

Война 1904-1905 гг. отрицательно отразилась на деятельности рыбной промышленности Дальнего Востока России. Многие рыбопромысловые хозяйства были разорены, нарушены торговые связи с азиатским рынком, утрачена возможность вывоза рыбопродукции  с Камчатки и Сахалина. Портсмутский мирный договор повлек за собой не только территориальные уступки со стороны России, но и дал возможность Японии еще более укрепить свое влияние на Дальнем Востоке. Только на южной части Сахалина, отошедшей по договору Японии, было потеряно 252 рыболовных участка, которые до этого числились за русскими рыбопромышленниками [15].

Для России Рыболовная конвенция 1907 г. была экономической платой за военное поражение. Сразу же после ее заключения японское правительство принялось усиленно эксплуатировать рыбные богатства по побережью Дальнего Востока. Из 252 морских участков за японскими предпринимателями закреплялось на правах аренды 207, за русскими – 45 участков, т.е. на долю русских приходилось 18 % промыслов и 11 % общей добычи [15].

Используя экономическую и политическую слабость российского правительства на Дальнем Востоке, японский капитал все более настойчиво проникал в отдаленные районы. Среди них Камчатка, малозаселенная, отдаленная от центра, стала после Конвенции 1907 г. основным районом, в котором господствовал японский предприниматель. Количество участков, арендованных японскими рыбопромышленниками на Камчатке, увеличилось с 63 в 1907 г. до 192 в 1913 г., при этом количество русских участков составило 3 в 1907 г. и 22 в 1913 г. [15].