Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 15

Рис. 13. Этапы развития донного трала: W– бим-трал; X – оттер-трал; Y– трал Виньерон-Даля;

Z-трал Грантона: А – сквер, В – мотня, С – мешок, С1 – устье мешка, Е – крыло,

 D – нижняя пластина сквера, D1 – нижняя пластина крыла


В Японии были построены два деревянных траулера в 1904 и 1906 гг., но опыт их использования оказался неудачным. Тогда японцы закупили в Англии в 1908 г. траулер, подобный нашему «Феде», водоизмещением 169 т. В 1909 г. на судоверфи в Осаке был спущен первый японский траулер с металлическим корпусом «Дай-Ити-мару» водоизмещением 199 т. К 1912 г. японцы располагали целой флотилией таких судов, которая насчитывала более 100 единиц. Тогда же стала ясна необходимость подготовки кадров для работы на них. С этой целью открывается ряд специальных учебных заведений, в том числе известный институт промышленного рыболовства «Си-Сан-Ко-Сю-Дзе» с тремя факультетами: рыболовства, промысловой техники и судостроения [10].

В 1913 г. на английском траулере «Цезарь» был установлен первый рыбацкий радиотелеграф.

На рубеже XIX – XX вв. паровых траулеров, например, в Англии, стало больше, чем парусных. В 1920 г. был построен первый дизельный траулер, и затем число их стало быстро расти.

С 1921 г. по предложению капитана Эйтцена сельдяные тралы стали вооружать третьей доской, укрепленной на верхней подборе. Дальнейшим усовершенствованием трала явилось применение кабелей (трал Виньерон-Даля). Это нововведение еще больше увеличило эффективность промысла.

«Золотым веком» тралового лова считают 40-50-е гг. ХХ в., когда территориальные воды были ограничены тремя милями, а шельфы повсеместно стали доступными для лова. Рыбаки разных стран, особенно европейских, имели на вооружении свою конструкцию трала с несколькими модификациями. В Англии, Голландии и Дании был популярен трал Грантона (Granton), в ФРГ – Busomnet, во Франции – модификации немецкого трала, в США – BallonNet, BoxTrawl [4].

В конце 60-х начале 70-х гг. ХХ в. на смену двухпластным тралам пришли четырехпластные, раскрытие которых увеличилось на 30 %. Например, тралы Western(Канада) и Lossie, Butterfly(Англия).

В 80-е гг. ХХ в. в мировой практике появились донные тралы с канатной или крупноячейной устьевой частью, расширяющей зону облова и позволяющей облавливать придонные скопления.

Экспериментальный разноглубинный траловый промысел велся в разных странах мира еще до Второй мировой войны. Но широкое распространение получил в 50-60-е гг. ХХ в. после того, как рыболовные суда были оборудованы гидроакустической аппаратурой, позволившей находить косяки рыбы и следить за процессом лова, а на смену тяжелым тралам из натуральных волокон пришли легкие и прочные тралы из синтетических сетематериалов [4].

Уже в начале 60-х гг. ХХ в. канадские рыбаки усовершенствовали трал Diamond, увеличив шаг ячеи в крыльях и устьевой части до 100 мм. Со второй половины 60-х гг. в практику разноглубинного лова, как в СССР, так и за рубежом, начали внедрять крупноячейные дели с шагом ячеи 200, 400, 600, 800, 1200 мм. В начале 70-х гг. появились канатные тралы. Первые канатные тралы в устьевой части имели вместо крупноячейной дели параллельно расположенные канаты. Затем их заменили сотовыми ячеями с канатными элементами длиной до 15 м. Последние тралы имеют ромбическую форму канатных элементов с шагом ячеи до 20 м.

В 1981 г. датская фирма Dantral совместно с фирмой Roblon разработала конструкцию трала с использованием комбинированных канатов Combirope с сердечником из кевлара, который отличается прочностью, в 5 раз превышающей прочность стали, и малым разрывным удлинением. Новый трал имеет меньшее сопротивление и благодаря этому – возможность увеличения площади входного устья на 40-60 % [4].

В конце 80-х гг. появились гигантские тралы, которые за одно траление могут вылавливать до 500 т рыбы. Один такой трал, построенный фирмой Herman Engel & Co (ФРГ) в 1986 г., имеет периметр устья 1656 м, площадь устья – 15750 м2, длину – 500 м, массу – 10 т [4].