Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 24

Рис. 30. Механизмы для выборки сетей: а – ярусоподъемник; 1 – барабан;

2 – прижимной барабан; 3 – ручка управления; 4 – вожак; 5 – направляющий

ролик; б – сетеподъемник; 1 – труба системы гидравлики; 2 – стрела;

3 – поплавок; 4 – верхняя подбора

Первые отечественные экспедиции по дрифтерному промыслу лососевых были проведены в 1964, 1969, 1972, 1986, 1987 гг. В 1988 г. на промысел кеты и горбуши было выставлено 22 судна, и улов составил 2800 т. Максимальных уловов добились экипажи следующих судов: КЛС «Голицино» – 530 т, РС «Отпор» – 328 т, СРТМ «Расцвет» – 280 т. Были установлены оптимальные сроки промысла в следующих районах: Приморье – 5 мая-июнь; Северные Курилы – 1 июня-август; о-в Итуруп – 10 августа-октябрь; о-в Кунашир – 20 сентября-декабрь [10]. Технология добычи лосося дрифтерными сетями описана в учебном пособии М.А. Мизюркина (рисунки 32-34) [8].

Рис. 31. Общий вид промысловой палубы американского дрифтера

Рис. 32. Промысловая схема постановка сетей с СРТМ: 1 – сетевод; 2 – ограждение; 3 – дуга; 4 – радиобуй; 5 – вешка; 6 – пульт управления; 7 – гидравлическая станция

Рис. 33. Промысловая схема выборки сетей на СРТМ: 1 – вешала; 2 – стол;

3 – сеть; 4 – сетевод; 5 – сетеукладчик; 6 – дуга; 7 – пульт управления;

8 – сетеподъемник; 9 – направляющая

Рис. 34. Промысловая схема РС-300: 1 – ограждение; 2 – сетеукладчик; 3, 9 – пульты управления; 4 – сетевод; 5 – формирователь; 6 – сеть; 7 – выгородка для сетей; 8 – вешала; 10, 11 – сетеподъемники; 12 – гидравлическая станция

Общий вылов дрифтерными судами России и Японии в российской ИЭЗ в 2003 г. составил 11,9 тыс. т, или 4,9 % от общего вылова в ИЭЗ РФ, из которых Россией – 6,2 тыс. т. Следовательно, российский «мониторинговый» дрифтерный промысел перешагнул научные объемы и если еще уступает японскому, то отличается точно такой же избирательностью. А главное – он подпадает под определение крупномасштабного дрифтерного промысла [9].

1.5.3. История отечественного промысла сельди дрифтерными сетями

По данным В.П. Шунтова [17], основной лов сельди был развернут  на юге Охотского моря до начала 50-х гг. (сахалино-хоккайдская популяция). Вскоре основной сельдевый промысел сместился на север моря, и основу вылова составляла в 1955-60 гг. гижигино-камчатская популяция, а в 1960-75 гг. – охотская популяция.

С середины 70-х гг. в связи с уменьшением запасов всех популяций был прекращен сельдевый промысел, в 1974 г. – гижигино-камчаской сельди, в 1977 г. – охотской, в 1979 г. – сахалино-хоккайдской сельди. С этого времени был прекращен лов сельди с дрифтеров.

Максимальный вылов сельди в Охотском море  был достигнут в 1969 г. – 335,8 тыс. т. На лову находилось 390 судов. Обзор промысловой обстановки позволяет оценить эффективность промысла дрифтерными сетями [11-14]:

1) лов шел в период с июля по сентябрь, когда другие орудия малоэффективны;

2) в период максимальных уловов добыча составляла более половины общего вылова сельди;

3) требовалось значительно большее количество специализированных судов (рис. 35), чем для промысла тралом или кошельком.

Техника лова сельди дрифтерными сетями описана в книге «Морские рыбопромысловые суда» [2]. Длина порядков составляла от 40 до 120 сетей размерами 10,5х30,5 или 12,2х30 м (рис. 36), которые выставлялись на глубины до 100 м. Выметка порядка в зависимости от способа постановки (рис. 37) производилась от 40-50 мин до 4-5 ч. Вылов на судно составлял в среднем 200-300 т в месяц.

Оборудование на судах дрифтерного лова состояло из следующих механизмов:

1. Сететрясные машины

2. Механизмы для выборки буйковых поводцов

3. Бортовые ролы

4. Амортизатор стояночного вожака

5. Механизм для выборки и укладки вожака – дрифтерный шпиль

6. Сетевыборочные машины

Подпись: Рис. 35. Промысловая схема дрифтера для лова сельди: 1 – ограничительный рол для выметки сетей; 2 – мальгогер для 
выметки вожака; 3 – горловина вожакового трюма; 4 – автомат стояночного вожака; 5 – вожаковый полуклюз; 6 – переносный мальгогер; 7 – дрифтерный шпиль; 8 – сетевыборочные машины; 9 – сетевыборочный рол; 10 – механизм для выборки 
поводцов; 11 – сететрясная машина; 12 – вожаковая приводная вьюшка

Рис. 36. Дрифтерные сети: 1 – буйковый поводец; 2 – огон; 3 – верхняя подбора; 4 – боковая подбора; 5 – нижняя подбора; 6 – гужик; 7 – поводец