Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 28

В России промысел коническими ловушками был основан на опыте японских рыбаков. Промысловая схема японского судна для промысла ловушками показана на рис. 44.

Рис. 44. Общий вид японского краболовного судна: 1 – рол кормовой для спуска порядка; 2 – автомат для отсоединения ловушек; 3 – транспортер; 4 – стол для извлечения крабов; 5 – тяговый механизм транспортера; 6 – лебедка для выборки ловушек; 7 – подъемник краболовных ловушек; 8 – выгородка для укладывания ловушек

Отечественный промысел краба ловушками (рис. 45, а) получил развитие с 1973 г. в Дальморепродукте на промысле камчатского краба [11].

Переход на добычу краба ловушками обусловил прекращение снижения запасов камчатского краба, минимальный вылов которого (7,3 млн экз.) в послевоенные годы пришелся на 1978 г. [8].

Промысел краба коническими ловушками осуществляли первоначально с мотоботов, размещенных на плавзаводах (краболовная экспедиция состояла из 6 плавзаводов, каждый из которых нес 12 мотоботов по бортам) [5].

Промысловая схема на мотоботе МБ-40 включала в себя одну клиновидную лебедку с тяговым усилием 4 кН со скоростью выборки 40 м/мин.

В дальнейшем плавзаводы укомплектовали четырьмя судами типа СТР-503. На этих судах хребтину выбирали промыслово-грузовой лебедкой, установленной по правому борту. Скорость выборки составляла всего 40 м/мин, что явно неудовлетворительно при работе на данном типе судна.

в

 

б

 

а

 

Рис. 45. Ловушки: а – крабовая; б – трубачевая; в – креветочная

Для увеличения скорости выборки хребтины была разработана отечественная лебедка Н3-ИВБ (см. рис. 42) с двумя многоручьевыми барабанами. Выпускалась лебедка в двух вариантах: палубная и подвесная. В последствии, в связи с использованием на промысле краба судов типа РС-300, СТР-420, СТР-503, СРТМ-800, СДС-600 были разработаны следующие механизированные отечественные комплексы для работы с ловушками: «Ловушка-300», «КПЛГ-300», «Ловушка-503», «Моллюск» и «Ловушка-У». Механизированные комплексы для судов типа РС-300 и СРТМ-800 состоят из следующих устройств и механизмов:

1) мальгогер или направляющий рол служат для направления хребтины на лебедку выборки хребтины;

2) лебедка выборки хребтины (вожака);

3) лебедка подъема ловушек из-за борта судна крюком;

4) хребтиновод (вожаковод) предназначен для проводки через него хребтины на кормовую площадку судна лебедкой укладки хребтины;

5) лебедка укладки хребтины предназначена для протяжки хребтины через хребтиновод;

6) лебедка транспортера канатного предназначена для протяжки троса с крючками с промысловой палубы на кормовую площадку;

7) транспортер канатный предназначен для транспортировки свободных ловушек на кормовую площадку.

На кормовой площадке устанавливается выгородка для хребтины, в которую укладывается хребтина по одному борту, по другому борту устанавливается выгородка для ловушек. Между ними ближе к кормовой части судна устанавливается один или два лотка для схода ловушек.

Ниже описываются технические характеристики промысловых механизмов, предназначенных для установки на РС-300:

1) лебедка выборки хребтины (T = 12,5 кН, V = 80 м/мин, привод гидравлический);

2) лебедка подъема ловушек (T = 2,5 – 3 кН, V = 50 м/мин, привод гидравлический);

3) лебедка укладки хребтины (T = 0,075 кН, V = 80 м/мин, привод гидравлический или электрический);

4) лебедка транспортера канатного (T = 3 кН, V = 50 м/мин, привод гидравлический).

Механизированный комплекс «Моллюск» предназначен для установки на судах типа СРТМ 800, состоит из следующих элементов:

1) мальгогер;

2) лебедка выборки хребтины (T = 40 кН,V = 80 м/мин);

3) лебедка подъема ловушек (T = 3 кН, V = 50 м/мин);

4) лебедка транспортера канатного (T = 3 кН, V = 50 м/мин);

5) хребтиновод (вожаковод);