Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 9

По мнению Дж. Локка усвоение ребенком фонологической системы языка - это постоянное преодоление моторных (т.е. артикуляционных) ограничений. Одним из алгоритмов упрощения, по Д. Стампе, является, например, слияние фонемных оппозиций в лице того их члена, который испытывает наименьшие ограничения со стороны артикуляционных возможностей ребенка. Аналогичной позиции придерживается В.И.Бельтюков[2]. По-новому интерпретировав давно известный в логопедии факт использования детьми раннего возраста временных заменителей звуков, он выдвигает концепцию "триплетной системы усвоения звуков". В процессе онтогенеза фонологической системы ребенок до появления некоторых сложных фонемных оппозиций использует их универсальный заменитель, который уже доступен ребенку по артикуляционной сложности.

Традиционно, вслед за А.Р.Лурия, Е.Н.Винарской и другими исследователями, при описании артикуляторных апраксий у взрослых (т.е. при распаде уже сформированных функций) их разделяют на кинетические или эфферентные (премоторные) и кинестетические или афферентные (постцентральные). Делались попытки приложения подобной категоризации к детской патологии (Винарская Е.Н., 1987), на наш взгляд, не вполне удачные. В отличие от клиники взрослых больных, у детей мы имеем дело с дизонтогенезом, а не с распадом сформированных функций. Аномалии развития артикуляционного праксиса имеют ряд отличий от артикуляторных апраксий у взрослых. Так, например, мы крайне редко наблюдали у детей клиническую картину, хотя бы отдаленно напоминавшую кинестетические апраксий в той форме, как это описано' у взрослых больных (Винарская Е.Н., Пулатов А.М., 1973). Это согласуется и с наблюдениями других авторов (Белова-Давид Р.А., 1972). Если у некоторых детей и встречался своеобразный феномен поиска артикулемы, то чаще это явление оказывалось транзиторным, связанным с закономерностями коррекционного обучения. Практически не встречаются у детей синдромы, названные Е.Н.Винарской  "премоторной апраксической дизартрией".

В связи с вышеизложенным мы предпочитаем психолого-лингвистический подход к категоризации различных форм артикуляторной апраксии у детей.  Подобный подход позволяет сгруппировать все наблюдавшиеся случаи в 4 основные формы артикуляторных апраксии: дисфонологическую, дисфонетическую, динамическую и смешанную [8].

Основываясь на изложенных выше принципах, мы предприняли попытку определить частотность ошибок разного типа у детей с первичным недоразвитием произносительной стороны речи.

На основании углубленного клинического, нейропсихологического исследования 110 детей с первичным недоразвитием произносительной стороны речи мы пришли к выводу, что у большинства из них речевое расстройство не удовлетворяет критериям ни функциональной дислалии, ни дизартрии. Клинически на первый план у них выступали явления неполноценности артикуляционного праксиса и незрелости фонологической системы речи. В связи с этим нам представилось целесообразным введение в клинический обиход понятия "синдром артикуляторной апраксии", клинические и дифференциально-диагностические признаки которого были нами ранее описаны [17]. Настоящее сообщение ставит своей целью фонологическую характеристику синдрома артикуляторной апраксии в качественно-количественном аспекте.