Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 5

Основу структуры речевого дефекта при моторной алалии составляет невозможность спонтанного формирования речевой деятельности как деятельности опосредованной системой языковых знаков. Характерным её признаком является трудность формирования слоговой структуры слов и актуализации даже знакомых ребенку слов. Дети затрудняются в назывании предметов, их изображений. Эта трудность обнаруживается и в ходе повторения за логопедом отдельных слов, особенно более сложной слоговой структуры и простых предложений [3].

При алалии характерна тесная взаимосвязь фонемных и лексических нарушений: при назывании отдельных слов каждый раз по-разному у ребенка не формируется связь слухового и кинестетического восприятия со смыслом, что обуславливает крайнюю трудность в накоплении активного словаря, а также возникновение своеобразного "отчуждения смысла слова" при его произнесении. Опора на наглядное восприятие частично компенсирует этот дефект. Этим можно объяснить преимущественное недоразвитие предикативного словаря, как более абстрактного, менее опирающегося на наглядное восприятие.

В отличие от большинства детей с общим недоразвитием речи, у которых речевой дефект клинически не дифференцирован, у дошкольников с моторной алалией отмечаются выраженные трудности не только в спонтанном произнесении слов, но и в повторении их за логопедом. Чем более длительным является латентный период при повторении за логопедом отдельных слов и наиболее выражены нарушения их слоговой Структуры, тем тяжелее у ребенка речевой дефект.

При алалии нарушается процесс симультанной /одновременной/ актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Эти трудности обуславливают частые паузы, остановки в речи детей и широкое использование ими мимики и жестикуляции в общении.

При моторной алалии отмечается особая трудность в развитии фразовой речи. Одним из основных дефектов при моторной алалии является специфическая трудность в усвоении грамматики родного языка. При этом отмечается не только более замедленный темп усвоения основных закономерностей родного языка, но и специфические затруднения в формировании языковых обобщений, которые являются основой синтаксического развития. Аграмматизм при моторной алалии проявляется во всех видах речи: устной (спонтанной, повторной, в произвольных речевых операциях), в письменной (диктантах, сочинениях, изложениях). При алалии нарушена чувствительность к языковым формам, слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. На его основе формируются первые языковые обобщения, имеющие неосознанный характер!?! Формирующиеся в дальнейшем речевые действия автоматизируются и, переходя во внутренний план, постепенно становятся умственными действиями. Нарушение этого процесса при алалии определяет своеобразие речевой и интеллектуальной недостаточности у этих детей.

При моторной алалии нарушен механизм формирования динамических временных связей, что обуславливает дезавтоматизацию речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, которая не формируется как система. Это в свою очередь обуславливает формирование особого патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности на языковом знаковом уровне. Вторичным дефектом можно считать нарушения коммуникативной функции речи с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма. Подобный механизм нарушений при моторной алалии объясняет частоту появления заикания при этом речевом дефекте, которое появляется обычно в период перехода к более сложным формам речевого общения - связной контекстной речи. Известно, что моторная алалия часто сочетается с различными нарушениями психомоторного развития, расстройствами поведения, эмоционально-волевой сферы. В нарушениях интеллектуальной деятельности, в расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения большую роль играет недостаточность" произвольной регуляции психической деятельности. В интеллектуальных заданиях дети быстро истощаются, внимание их неустойчиво, поведение недостаточно организованно.