Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 8

Специального рассмотрения заслуживают и существующие подходы в описании феноменологии нарушений звукопроизношения.

В советской логопедической литературе давно принят стандартный способ анализа ошибок произношения с разделением; их на искажения, замены и смешения. Основным принципом, на котором базируется подобный подход, является противопоставление двух уровней нарушения: фонетического и фонематического (фонологического). Ошибки фонологического уровня в ходе дальнейшего анализа классифицируются соответственно лингвистической типологии согласных (парасигматизм, параротацизм, параламбдацизм и т.п.). В англоязычных исследованиях по фонологии детской речи используется несколько иная типология ошибок: а)stopping - замена щелевых на смычные, б) лабиализация, в) fronting - замена согласных заднего ряда на согласные переднего ряда, г) baking - замена передних на задние согласные, д)rowelization - замена согласных на гласные, е) ассимиляция (прогрессивная и регрессивная) - употребление согласных, ж) cluster reduction - пропуск одного звука при стечении согласных, з) stridency deletion - пропуск щелевых согласных, и) пропуск конечной согласной, к) пропуск слогов и др.

Важным достоинством подобной типологии является то, что в ней принимаются во внимание взаимослияния фонемных дифференциальных признаков и зависимость ошибок от позиции звука в слове. Кроме того, учитывают не только замены, но и пропуски в нарушении слоговой структуры. При всех плюсах, однако, подобная систематика ошибок выглядит громоздкой и эклектичной.

Нами разработан вариант типологии, включающий элементы обоих вышеприведенных подходов. Мы выделяем следующие виды ошибок: а) искажения звуков, б) замены регулярные, типичные, возникающие из-за неразличения отдельных дифференциальных признаков фонем. Они обычно носят стабильный, повторяющийся характер, слабо зависят от фонетического контекста и предсказуемы с точки зрения системных фонологических закономерностей:

b – p, z’ – z, r – t и т.п.;

в) замены-упрощения или инфантильные замены. При этом артикуляционно более сложный звук, проявляющийся в онтогенезе поздно, заменяется на более ранний, артикуляционно-легкий;

г) замены нерегулярные, антипичные характеризуются прежде всего своим непостоянством, непредсказуемостью. Их появление зачастую трудно объяснимо с точки зрения правил фонологических оппозиций [27,20]. Часто легкий звук заменяется на более сложный: S – S’, t – r, t’ – C’. У таких замен обычно отчетливо выражена контекстуальная зависимость: в одном фонетическом окружении звук меняется, а в другом нет. «Звуки-заместители весьма разнообразны; д) пропуски звуков без изменения слоговой структуры, е) упрощения-пропуски слогов, приводящие к упрощению слоговой структуры слова, ж) перестановки слогов.

Анализ работ по фонологии детской речи убеждает в том, что для понимания природы фонологических нарушений важно учитывать не столько абстрактно-лингвистические закономерности фонологической системы, сколько конкретные стратегии, используемые детьми в процессе ее реализации. При этом необходимо представить себе специфику не только языкового, но и гностико-праксического уровня. Фонологическое оформление речи детей раннего возраста является продуктом реализации упрощенных (по сравнению со взрослыми) языковых правил в условиях незрелого артикуляционного праксиса [17,21]. Овладевая поверхностной структурой взрослой речи, ребенок на ранних стадиях онтогенеза пользуется определенным набором языковых правил. Среди языковых ограничений, свойственных детской фонологической системе, различают парадигматические и синтагматические (23). Первые связаны с доступностью более или менее сложных фонемных оппозиций и их дифференциации. Синтагматические ограничения касаются сочетаемости звуков в слове, слоговой структуры, ритмической и просодической организации слова и др. Описываются несколько универсалий, лежащих в основе указанных ограничений: гармония гласных и согласных, упрощение стечений согласных, системное и грамматическое упрощение (25). Даются следующие "правила" упрощений в детской речи: редупликацию (напр.: часы - тити), пропуск слога в слабой позиции (полотенце - патенце редукцию кластера (см. выше), озвончение и ассимиляцию [19].