Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 2

Медицинский подход к данной форме речевой патологии требует клинического анализа структуры речевого дефекта, этио-патогенетических механизмов его возникновения и особенностей нервно-психического развития ребенка в целом. Такой подход определяет возможность клинической типологии детей с общим недоразвитием речи и дифференцированного диагноза речевого дефекта, что имеет важное значение для научного патогенетического обоснования дифференцированной лечебно-коррекционной работы.

Клиническая диагностическая значимость симптомокомплекса общего недоразвития речи зависит от особенностей его структурных сочетаний с данными педиатрического, неврологического, психопатологического и дополнительных методов обследования ребенка. Такой подход определяет возможность постановки медицинского диагноза с уточнением структуры первичного речевого дефекта и отграничения данной формы речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, при которых могут проявляться внешне сходные с общим недоразвитием речи формы речевой патологии. Такая дифференциация необходима для того, чтобы отграничить общее недоразвитие речи от различных видов задержки психического развития, легких форм умственной отсталости, осложненных речевым дефектом /экзогенной и наследственной природы/, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, "искаженного" психического развития по типу раннего детского аутизма.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка-дошкольника с самого начала опосредованы языком. Это в ряде случаев может затруднять дифференциальный диагноз первичных речевых и интеллектуальных нарушений.

По данным неврологического, психопатологического состояний динамики речевого и психического развития, дети с общим недоразвитием речи условно могут быть разделены на три основные группы.     

I. У детей первой группы характерные признаки общего недоразвития речи не сочетаются с другими выраженными, нарушениями познавательной деятельности. У них не выявляется локальных повреждений центральной нервной системы, за исключением отдельных проявлений парциальной моторной незрелости, отставания в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, недостаточность функции активного внимания.

Отсутствие пирамидных, подкорковых и мозжечковых нарушении свидетельствует о сохранности у них первичных /ядерных/ зон речедвигательного анализатора.

Патогенетической основой общего недоразвития речи у этих детей является задержанное созревание более молодых в онтогенетическом отношении структур и функций мозга: третичных полей анализаторов, в первую  - очередь речевого, и формаций лобной коры.

Это – неосложненный вариант общего недоразвития речи.

В анамнезе детей этой группы отсутствуют четкие указания на выраженные нарушения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при тщательной беседе с матерью выявляются указания на нерезко выраженный токсикоз второй половины беременности или недлительную асфиксию в родах. Наиболее часто при этом варианте имеет место недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, и в целом благоприятной динамике их речевого и умственного развития, дети этой группы нуждаются часто в длительной логопедической коррекционной работе, так как нарушения эмоционально-волевой сферы, слабая регуляция произвольной деятельности с недостаточностью функции. самоконтроля обуславливают стойкость, фонематических затруднений, трудности в овладении письменной речью и учебной деятельностью в целом. Практика показывает, что недоучет этих факторов и направление детей в массовую школу может способствовать возникновению у них вторичных невротических и неврозоподобных расстройств как реакций личности на трудности обучения, а также усилению эмоционально-поведенческих нарушений.