Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 13

Появление вышеописанных электрофизиологических феноменов к б-7-летнему возрасту отражает нормальное развитие функций мозга ребенка и, как правило, совпадает с появлением психологической готовности к обучению в школе.  ЭЭГ в комплексе с другими физиологическими и психологическими показателями может служить одним из критериев оценки функционального состояния коры головного мозга и тем самым служить косвенным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Задача нашего исследования состояла в изучении электрофизиологических показателей деятельности головного мозга мальчиков 6-7 лет с разным уровнем речевого развития - здоровых и с общим недоразвитием речи (ОНР) - в сопоставлении с профилем функциональной асимметрии полушарий мозга.

Методика

Комплексное исследование включало общую оценку речевого развития детей, определение профиля функциональной асимметрии по руке и глазу, исследование тактильного восприятия с помощью дигаптического теста, регистрацию ЭЗГ, исследование реактивности ритмов сенсомоторной области при сжимании кистей в кулак в ответ на звуковые сигналы.

Для определения профиля функциональной асимметрии по руке использовали модифицированный опросник Аннет, где задания и вопросы основывались на модели привычных действий: какой рукой держит ложку, режет ножницами, вдевает нитку в иголку, чистит зубы, пишет, подметает пол и т.п. Использовали моторные пробы: переплетение пальцев рук, перекрест рук на груди. Применяли тесты с учетом времени действия: завинчивание гаек правой и левой рукой, рисование линий в заданном квадрате, рисование кружков. Степень латерализа-ции определяли по коэффициенту асимметрии (Кас):

Кас =П+Л+ПЛП – Л,

П - количество действий,  выполненных правой рукой;

Л - количество действий,  выполненных левой рукой;

ПЛ - количество действий, успешно выполненных и правой и левой рукой.

Для определения ведущего глаза использовали тест-ширму и аппарат цветотест ЦТ-1.

Для определения тактильного восприятия применяли пробы с фигурами, форму которых было трудно вербализовать. Одновременно в обе руки давали разные фигуры для ощупывания в течение 10 секунд без визуального контроля. Из набора фигур, предъявленных для опознания, испытуемый должен был выбрать фигуры для правой и для левой руки.  Учитывали ошибки восприятия.

Регистрацию ЗЗГ проводили в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Запись биопотенциалов осуществлялась униполярно по Международной схеме 10-20"^, с 16 симметричных точек скальпа:  затылочных, центральных, лобных, височных, лобно-полюсных, нижнетеменных и нижнелобных областей левого и правого полушарий.

Проведено комплексное исследование 41 мальчика 6-7 лет: 23 здоровых и 18 с общим недоразвитием речи. Исследование реакций ЭЭГ сенсомоторной области на движение проведено у 12 здоровых и 9 детей с ОКР.

Полученные результаты

Здоровые дети.  Сопоставление анамнестических, заключения терапевта и психоневролога с результатами обследования речевого состояния и моторики показало, что у здоровых, правильно развивающихся детей 6-7 лет, в большинстве случаев (91%)  внутриутробное развитие протекало без патологии, не наблюдалось существенных отклонений и в развитии речевых и моторных функций. В то же время группа здоровых детей не является однородной.  Небольшая часть детей (около 9% с явлениями нерезко выраженного дезонтогенеза имела и небольшие отклонения в общей и речевой моторике, которые выражались в нарушении грамматического оформления речевого вьюказывания, некоторой ограниченности моторики языка, в наличии незначительных нарушений в звукопроизношении,  нерезко выраженных аграмматизмов, нечеткой ориентировки в правой и левой стороне тела.

В группе здоровых детей оказалось  Ш правшей, из них 3 I с левым ведущим глазом; 2. левши - с левым ведущим глазом и 2 амбидекстра - с правым ведущим глазом.