Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 12

4. Винарская Е.Н. Дифференциальная диагностика дизартрий // Журнал Невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова.; 19Ы.

5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973.

6. Гриншпун Е.Л. Дислалия // Логопедия.     М., 1989.

7   Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики тертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии:  Ж №8.

8. Корнев А.Н.  Нарушение речевого поведения у детей резидуально-органическими поражениями ЦНС // Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Л.,  1989.

9. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой.  М.,  1989.

10. Лопатина Л.В. К вопросу о "стертых формах дизартрии" // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Л.,  1989.

11. Мастюкова Е.М.  Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича // Мастюкова. Е.М., Ипполитова М.В.  Нарушение речи у детей с церебральным параличом.  М.,  1985.

12.  Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии // Уч.  зап.  МГЛИ им. В.И.Ленина/ М.,  1974.  Вып. 219.

13.  Правдина О.В. Логопедия.  М.,   1973.

14. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.

15.Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 1981.


Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.Д.

ЭЛЕКТР0ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ КОРТИКАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТНОШЕНИИ С ЛАТЕРАЛИЗАЦИЕЙ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Еще И.М.Сеченов говорил о существовании преформированной связи "между каждым чувствующим снарядом и чуть не всеми двигательными аппаратами тела". Последующими работами было показано, что зрительное и пространственное восприятие, а также речь в процессе развития ребенка опираются на исследовательскую деятельность, производимую руками (А.3.Запорожец и др.,   1967; Зинченко,   1960; Кольцова,  1973 и др.), а появляющееся к четырем годам устойчивое предпочтение одной руки (праворукость, леворукость) определяет формирование более сложных форм асимметрий (Брагина, Доброхотова,  1981; Симерницкая, 1985). Как правило, у правшей, которые составляют большинство, кортикальные центры представительства печи и правой руки находятся в непосредственной близости в одном (левом)  полушарии  ( Пенфилд, Джаспер,  195Ь), что показано также в психологических исследованиях (Лурия,  1962 и пр.). Как показано рядом исследователей, отклонения от нормальной латерализации (несовпадение доминантности по руке и глазу) или задержка ее созревания часто связаны с нарушениями речевого развития.

К 6 - 7-летнему возрасту в основном завершается развитие кортикальных функций. В это же время становится устойчивым основной ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) - альфа-ритм, регистрирующийся в задних областях полушарий головного мозга, который связан с функционированием зрительной системы'. В возрасте 4-6 лет в центральных областях полушарий уже наблюдается так называемый роландический ритм, который связан с двигательными реакциями (Вее1с ч  1958). В реактивности роландического ритма проявляется функциональная асимметрия полушарий мозга: у взрослых правшей при движении правой руки наибольшая реакция - в виде подавления роландического ритма - наблюдается в левом полушарии, а при движении левой руки реакция двусторонняя (Пучинская,  1972; 1985; Иванова,  1978).  По мнению некоторых авторов, усиление взаимодействия между созревающими областями коры мозга отражается в усилении синхронности электрической активности этих областей, особенно с ассоциативными полями (Хризман, 1978). Всем этим изменениям сопутствует появление асимметрии электрической активности полушарий.