Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 3

2. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.

При неврологическом обследовании выявляется более выраженная симптоматика, свидетельствующая не только о парциальной задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Для большинства этих детей характерны "малые неврологические признаки", которые проявляются различно в зависимости от возраста. На первом году жизни это легкие нарушения мышечного тонуса,* обычно по типу дистонии, гипотонии, реже - непостоянной гипертонии; наличие непроизвольных движений в виде тремора /дрожание конечностей, подбородка, проявляющееся непостоянно и усиливающееся при эмоциональном возбуждении/, отставание моторного развития, повышенная возбудимость, нарушения сна, или, напротив - преобладание вялости, заторможенности. В дальнейшем у этих детей обычно отмечается нерезко выраженная подкорково-мозжечковая симптоматика в виде недостаточности равновесия и координации движений, нарушений мышечного тонуса, наличия отдельных непроизвольных движений в мышцах лица и конечностей, легких парезов, тремора языка и других нарушений.

Многие дети этой группы отличаются не только общей моторной неловкостью, но и наличием остаточных проявлений парезов отдельных мышечных групп, в том числе и артикуляционной мускулатуры. Последнее обуславливает частоту у них стертых дизартрических нарушений. Недостаточность динамического праксиса сочетается со слабостью кинестетических ощущений в общей и речевой мускулатуре. Это в некоторых случаях обуславливает наличие достаточно стойкой общей и оральной апраксии. При наличии апраксии динамика-преодоления общего речевого недоразвития значительно замедляется.

Кроме речевого дефекта, для многих этих детей характерным является и замедленное формирование других высших психических функций, в частности - зрительно-пространственного гнозиса. Дети испытывают затруднения при ориентации в пространстве, сторонах своего тела, в пробах Хеда /предъявляются в старшем дошкольном возрасте/, в копировании геометрических фигур, в рисовании, иногда в начале обучения письму у них наблюдается зеркальность /изменяется направление элементов букв и цифр в пространстве, они воспринимаются как бы через зеркало/.

Эти нарушения часто сочетаются с затруднениями в воспроизведении ритмов, недостаточностью слухоречевой памяти, фонематического слуха и слухового восприятия.

Локальная недостаточность отдельных мозговых структур подтверждается данными электроэнцефалографического исследования.

Для детей данной группы крайне характерным признаком является выраженное нарушение умственной работоспособности за счет выраженности следующих неврологических синдромов:

. - гипертензионно-гидроцефального-синдрома повышенного внутричерепного давления. В некоторых случаях, но совершенно не обязательно, имеет место увеличение размеров головы, чрезмерная конфигурация лобных бугров, расширение венозной сети в области висков. Нарушение умственной работоспособности при данном синдроме проявляется в виде повышенной утомляемости и пресыщаемости /особая выраженность утомления при однообразном виде деятельности/ и сочетается с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленностью мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, со склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, в особо тяжелых случаях - с приподнятым эйфорическим фоном настроения. Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, иногда жалуются на головные боли и головокружения.

- церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной .нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функции активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.