Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 6

Специфика двигательных нарушений при моторной алалии свидетельствует не только о.задержке созревания корковых структур двигательного анализатора, но и о поражении подкорково-стволовых отделов мозга, что подтверждается данными электроэнцефалографического обследования.

Интеллектуальные нарушения при моторной алалии имеют свою качественную специфику, проявляются в более выраженных дефицитах вербального мышления и отличаются большой полиморфностью.              

Общее недоразвитие речи следует отграничивать в младшем дошкольном возрасте от замедленного темпа речевого развития (от задержки речевого развития). Развитие речи при задержке речевого развития отличается от нормального только на начальных этапах её становления по своим темпам, -закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. При задержке речевого развития грамматические структуры, используемые ребенком, являются качественным отражением речи нормально развивающегося ребенка более раннего хронологического возраста. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что составляет основное и стойкое затруднение при общем недоразвитии речи.

Нарушения со стороны центральной нервной системы при задержке речевого развития имеют/обратимый нейродинамический характер, иногда они не выявляются вовсе и эти виды задержки речевого развития могут быть обозначены как соматогенные, психогенные или конституциональные.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников требует интегративного подхода, включающего систему логопедической работы, специальные занятия по коррекции и развитию психических функций,  общей и тонкой моторики, медикаментозное лечение и общеоздоровительные мероприятия.  Метод сенсорно-двигательной интеграции,  направленный на формирование перцептуально-зрительно-моторных взаимосвязей, слухо-двигательно-кинестетической интеграции, двигательно-кинестетические упражнения    составляют основу коррекционной работы.

В логопедической работе следует учитывать не только уровень речевого развития, но и качественную структуру речевого дефекта и представленные типологические особенности детей с общим недоразвитием речи.

Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы, это обуславливает частоту сочетания у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности, частые состояния психической декомпенсации. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях становится возможной, только при её сочетании с медикаментозным лечением.  Основными лекарственными препаратами, применяемыми при отставании речевого и психического развития, являются психостимуляторы. Эти лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры,  повышают психическую и физическую работоспособность организма, улучшают интегративную деятельность мозга, память, облегчают процессы обучения, в том числе и обучение речи.  К ним относятся:  пирацетам (ноотрэпил), аминалон (синоним - гаммалон),  пиридитол  (синоним - энцефабол),  пантсгам, фенибут и некоторые другие. Выбор каждого из этих препаратов определяется врачом с учетом общего психического ее стояния ребенка и этио-патогенеза речевого дефекта.

Неврологическая и  психофизическая незрелость, соматическая ослабленность, частота хронических инфекционно-аллергических заболеваний у детей с ОНР, частота синдромов двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, нарушений сна, субклинических эпилептических состояний и других нарушений требуют большой профессиональной /медицинской/ компетенции и осторожности при проведении медикаментозного лечения.