Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 14

Результаты дигаптического тестирования показали, что в шестилетнем возрасте правши с правым ведущим глазом делают одинаковое количество ошибок обеими руками, левши же с левым ведущим глазом несколько больше ошибок делают при опознании левой рукой. У неполных правшей и амбидекстров показатели хуже, чем у полных правшей и полных левшей и больше ошибок отмечается на правую руку.  К 7-ми годам общее количество ошибок снижается.  При этом, у детей 7' лет больше ошибок у правшей,  причем у правшей с правым ведущим глазом на правую руку (количество ошибок остается на уровне б лет), а. у правшей с левым ведущим глазом на левую руку.

ЭЭГ здоровых детей по данным визуального и частотного анализа соответствует возрастной норме и имеет определенные корреляции с функциональным профилем и дигаптической чувствительностью.

У всех правшей с правым ведущим глазом в возрасте б и 7 лет выражен альфа-ритм, частотой 8-9 колебаний в сек., регионарные различия четкие, пароксизмальной активности нет, отмечаются отдельные вспышки билатерально-синхронных волн умеренной амплитуды. В 6 лет у некоторых детей из этой группы регистрируется небольшое преобладание медленных колебаний в затылочной и теменной областях, чаще в левом полушарии, и в левой височной области. В 7 лет у правшей с правым ведущим глазом фокуса патологической активности в ЭЭГ не отмечается.

У полных левшей картина в 6 и в 7 лет идентична и сходна с ЭЭГ полных правшей 6-ти лет. Для них также характерен четкий альфа-ритм частотой 9 колебаний/сек.,  выраженный в затылочных и теменных областях, регионарные различия достаточно выражены, наблюдаются умеренные билатерально-синхронные вспышки тета-волн. Фокус медленных колебаний недостаточно четкий в теменной и нижнетеменной областях левого полушария.

У детей б и 7 лет с незавершенной латерализацией картина ЭЭГ идентична и характеризуется гиперсинхронным альфа-ритмом, недостаточно устойчивым, частотой 8-9 кол/сек,  в затылочных, теменных областях, регионарные различия лишь намечены, отмечается пароксизмальная активность.  Медленноволновая активность более заметна, чем у правшей с правым ведущим глазом,  регистрируется в затылочных и теменных областях чаще правого полушария, иногда и в левой височной области.

Таким образом, у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме.  Однако, у правшей с правым ведущим глазом к 7 годам легкие очаговые изменения, если они имели место, сглаживаются, а у полных левшей ЭЭГ не изменяется. У детей б и 7 лет с незавершенной латерализацией ЭЭГ представляется не зрелой и не соответствует возрастной норме.

В ЭЭГ лобно-центральных областей у большинства детей преобладает тета-ритм.  Однако закономерные сдвиги в ЭЭГ при движении наблюдаются в диапазоне альфа-ритма. У полных прав-; шей уровень депрессии альфа-ритма в обоих полушариях достоверно (Р=0,01) превышает контрольный (на звук)  при движении правой рук>!.    При движении левой руки лишь в правом полушарии (р=0,01).  Межполушарные сравнения реакций обнаружили, что при движении правой руки" реакция в левом полушарии достоверно выше, чем в правом (р=0,31),  а при движении левой руки различия в реакциях полушарий незначимы.

Дети с ОНР. Большинство детей этой группы (87^) перенесли внутриутробную патологию в виде токсикозов беременности, преждевременных родов, родовых травм и т.п.  По данным возрастной диспансеризации они отставали в физическом развитии, чаще болели, хуже переносили нагрузки.  Интеллектуальное развитие этих детей соответствовало возрастной норме, но иногда находилось на нижней ее границе.  Психолого-педагогическое исследование речевого развития выявило поздние сроки появления речи,  недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия,  ограниченный запас слов и аграмматизмы.  В группу обследованных детей вошли, главным образом, дети с моторной алалией. У всех них констатировался второй уровень речевого недоразвития:  несформированность грамматической стороны речи,  ограниченность словарного запаса,  патология звукопроизношения.  Общее моторное развитие было низким, имелась недостаточность моторики языка.  За 2 года обучения в детском саду они были подготовлены к школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, что свидетельствовало об изначальной тяжести речевого нарушения.