Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 7

Профилактика общего недоразвития речи является комплексной проблемой, включающей широкий круг мероприятий, проводимых государством по охране здоровья матери и ребенка. Важное значение имеет ранняя диагностика и диспансеризация детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и "минимальным" - группы риска, а также ранняя логопедическая помощь.

Библиография

1. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию //Известия АПН РСФСР, 1946.

2. Основы теории и практики логопедии /Под ред.Р.Е.Левиной м., 1968.

3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Ленинград, 1985.

4. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

5. Мастюкова Е.М., Жукова Н.С. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи //Журнал Невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. 1972. $ 9»

6. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.

7. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии. 1966. № 6.

* Форманты - это группы тонов наибольшей интенсивности, характерные для  данной фонемы.

А.Н.Корнев

О СТРУКТУРНОМ ПОДХОДЕ К ФОНОЛОГИИ АРТИКУЛЯТОРНОЙ АПРАКСИИ У ДЕТЕЙ

Трудности в овладении произносительными навыками у детей являются наиболее распространенными. Среди детей старшего дошкольного возраста нарушения звукопроизношения встречаются в 25-30% случаев. Долгое время подобные расстройства недифференцированно именовались "косноязычием". В конце прошлого столетия из этой обширной клинической группы выделены дислалия и дизартрия. За прошедшее с тех пор время дизартрии были достаточно глубоко изучены и детально описаны. О дислалиях же известно значительно меньше. Традиционно, все нерезко выраженные нарушения звукопроизношения у детей, не сопровождающиеся патологией иннервации артикуляционных органов, относят к "функциональным" дислалиям.

Функциональные дислалии изучены преимущественно феноменологически. Более того, критерии их отграничения остаются внутренне противоречивыми. Несмотря на это, они рассматриваются как .функциональные расстройства, т.е. не связанные с органическими нарушениями нервной системы, к ним причисляют и "моторные" дислалии. Эти формы дислалии связывают с моторной недостаточностью тонких дифференцированных движений языка, что естественно подразумевает определенную недостаточность, а значит, выходит за рамки чисто функциональных состояний. Попытка как-то структурировать подход к этой разнородной группе за счет выделения "простых" и "сложных" дислалии представляется нам искусственной, так как она не обоснована патогенетически. Опыт практической работы с указанным контингентом показывает, что значительная часть детей с "сложной" или "полиморфной" дислалией резко отличается от остальных представителей этой клинической группы как по динамике и прогнозу, так и по коррекционной тактике. Справедливо желая как-то обосновать эту категорию расстройств, некоторые авторы предлагают назвать ее "стертой дизартрией", основываясь на том, что у детей со "стертой дизартрией" иногда обнаруживаются симптомы легких нарушений иннервации и некоторая неловкость движений языка. В последующих публикациях представления о "стертой дизартрии" углубляются[10]. Анализ клинических описаний, приведенных в упомянутых выше работах, и используемая их авторами аргументация не вполне убеждают в правомерности отнесения таких расстройств к разряду дизартрических. У детей обнаруживается лишь незначительная часть симптомов, составляющих классический вариант дизартрии. Нередко, при ограничении "стертой дизартрии" от функциональной дислалии используется единственный критерий: резистентность к коррекционным мероприятиям [13]. Неясность и внутренняя противоречивость проблемы "стертых дизартрий" проявилась и в последнем руководстве по логопедии [9]. Фактически одно и то же клиническое состояние в учебнике описывается дважды в разных разделах и под разными названиями. "Моторные" и "артикулярно-фонетические" дислалии (глава 6) по большинству проявлений совпадают с тем, что описано в главе 8 под названием "стертых дизартрии". Если же обратиться к описанию "моторных" дислалии из монографии К.П.Беккера и М.Совака, то дифференциация их от "стертых дизартрии" становится вообще невозможной.