Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 8

Нарский период отмечен рождением в Японии скульптурного портрета. Появляется традиция увековечивать деятелей церкви, монахов, проповедников. В статуях монахов увековечены такие добродетели как долготерпение и мудрость.

В VIII веке при крупных монастырях образуются собственные мастерские, вырабатывающие свой стиль и традиции. Мастерские монастыря Тодайдзи славились изготовлением великолепных статуй из цельного древесного ствола с тонкой разработкой струящихся складок одежды и причесок.

Буддийской скульптуре стилистически близка живопись, столь же тесно связанная с религиозной тематикой. Росписи Кондо Хорюдзи (конец VII  - начало  VIII вв.) – это группирующиеся вокруг алтаря двенадцать панно, на которых изображены светлые райские миры и небесные гении. Одухотворенные фигуры божеств и небожителей прорисованы сильной гибкой линией. В этих росписях слились индийские и китайские традиции.

Литература:

1.  Арутюнов Н.Г., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии.М.,1968.

2.  Виноградова Н.А.Скульптура Японии III-XIV вв. М.,1981.

3.  Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972.

4.  Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры. Спб.,1999.

Лекция №3.  Первые письменные памятники Японии.

Содержание:

1.  Первые японские хроники.

2.  Первая поэтическая антология “Манъесю”.

1.Первые японские хроники.

Период Асука и Нара был временем усвоения материковой культуры, временем перехода от родового общества к раннему государству, временем становления японской культуры и японского письменного языка.

Письменные памятники этого времени являются скорее историческими источниками, нежели художественными произведениями, но и в Кодзики и в Нихон сёки - древнейших произведениях, можно увидеть прообразы различных литературных жанров.

Первым, полностью дошедшим до нас произведением государственно-исторического характера, являются Кодзики - записи о делах древности, созданные к 712 году. Они представляют  фиксацию текстов уже сложившихся в устной традиции.

В предисловии к Кодзики сообщалось, что после кровопролитной усобицы годов “Дзинсин” трон занял император Тэмму, и возникла необходимость пересмотра уже сложившихся представлений о роли тех или иных знатных родов в “истории”. По словам Тэмму: “До нашего слуха дошло, что императорские летописи и исторические сказания, кои находились во владении различных родов, расходятся с правдой и истиной, и к ним примешалось множество лжи и искажений...Посему нам угодно, чтобы были составлены и записаны императорские летописи, распознаны и проверены старинные сказания, устранены заблуждения и установлена истина, и чтобы была она поведана грядущему потомству... ”

Чтобы исполнить это повеление сказитель Хиэда-но Арэ выучил наизусть бытовавшие мифы и предания, а Оно-но Ясумаро записал их с его слов на китайском литературном языке.

Кодзики состоят из трех свитков. Первый из них представляет собой рассказ о последовательном появлении на свет японских божеств и их потомков в мире людей и соответственно их деяния. Во втором и третьем свитках следует описание правлений императоров, включающее в себя их генеалогию и деяния. Таким образом, история государства персонифицировалась в истории правящего рода и других могущественных родов.

Обилие генеалогической информации, содержавшейся в Кодзики, свидетельствует о том, что японцев того времени более всего волновал счет по поколениям, а не по годам. Хронология правления первых императоров носит полулегендарный характер. Только с середины VI века немногочисленные датировки Кодзики начинают соотноситься с данными корейских и китайских источников и второго японского мифологическо-исторического свода - Нихон сёки.

Повествование Кодзики имело ярко выраженную идеологическую направленность. Оно обосновывало легитимность правящей династии, как прямых потомков богини Аматэрасу и высокое положение других правящих родов, поскольку их божественные предки играли ту или иную роль в обустройстве японской земли в мифологические времена. Была создана такая модель прошлого, которая подтверждала справедливость настоящего социального порядка.