Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 5

Другая основная концепция японского искусства - моно-но аварэ - “печальное очарование вещей”. Впервые это понятие появилось в литературе эпохи Хэйан, и было связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено свое божество - ками и свое неповторимое очарование. Аварэ - это то, что вызывает восторг, поэтому писатели и поэты прежде всего должны были его выявить. Моно-но аварэ - это состояние гармонии, состояние равновесия между предметом или явлением и человеком, способным пережить его полноту Моно-но аварэ предполагает переживание своего единства с объектом. Постепенно аварэ становиться главным эстетическим требованием. Хисамацу выделяет четыре разновидности аварэ: красота душевного движения, красота гармонии, красота печали и красота изящества.

Литература:

1.  Григорьева Т.П. Японская художественная традиция.М.,1979.

2.  Григорьева Т.П. Еще раз о Востоке и Западе// Иностранная литература.1975.№7.

3.  Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.М.,1975.

4.  Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М.,1985.

5.  Роули Дж. Принципы китайской живописи.М.,1989.

6.  Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. М.,1985.

Лекция №2 Искусство  Японии в период становления японской  

                                 государственности. VI-VIII вв.

Содержание:

1.       Японская архитектура в VI-VIII вв.

2.       Скульптура и живопись VI-VIII вв.

1.       Японская архитектура в VI-VIII вв.

В VI в. в Японию был привнесен буддизм. Именно он способствовал появлению разного рода достижений в области архитектуры, скульптуры, живописи. Можно сказать, в этот период происходило становление буддийской культуры, в развитии которой  можно выделить два этапа:

1 этап - VI- начало VII вв. период овладения японцами              достижений китайской цивилизации.

2 этап – начало VII –VIII вв. период появления самостоятельных  японских традиций.

Черты нового стиля ранее всего проявились в японском зодчестве. Распространение буддизма содействовало появлению архитектуры буддийских монастырей, восходящих к корейским и китайским образцам. Они представляли собой группы деревянных храмовых построек числом семь, девять или более. Они  располагались в строгом порядке на прямоугольных участках земли, обнесенных стенами. В этот период буддийским монастырским комплексам была свойственна четкая планировка в основе которой лежал четкий прямоугольники. До появления буддийской архитектуры основными постройками были синтоистские святилища более мелкие по масштабам. К парадным воротам буддийских храмов вела широкая аллея, упиравшаяся в значительную по масштабам площадь перед храмом. В отличие от древних синтоистских святилищ буддийские храмы были приподняты на каменные платформы, окрашены красным лаком и имели широкие, изогнутые по углам двойные черепичные крыши. Ранние буддийские монастыри типа Хорюдзи включали в свой ансамбль следующие компоненты: двойные ворота, многоярусную пагоду, хранящую буддийские реликвии, Золотой зал (Кондо) – главное вместилище буддийских статуй и зал для проповедей, в котором так же хранились буддийские сутры. Между двумя рядами обходных стен располагались жилища монахов, а так же трапезная, канцелярия и другие постройки.

Только монастырь Хорюдзи сохранил черты стиля своей эпохи. Выстроенный в 607 году недалеко от современного города Нара он обладает строгой упорядоченностью и монументальной простотой построек. Окруженный двумя рядами стен с внутренними галереями, он имел с южной стороны два входа: Великие Южные ворота (Нандаймон) и средние ворота  (Тюмон) сквозь которые проходила главная аллея. В центре площади по обеим сторонам магистральной оси возвышались главные объекты поклонения   - пятиярусная пагода (годзюкото) и двухъярусное здание Кондо (Золотой павильон). Высота пагоды достигала 32,5 метров и уравновешивалась мощным размахом двойных крыш стоящего рядом Кондо. С северной стороны площадь замыкал зал для проповедей. Несмотря на то, что идея ансамбля была заимствована из Китая, японские зодчие сумели оживить чередование зданий в пространстве. В конструкции зданий монастыря Хорюдзи появился целый ряд новшеств: “парящие” черепичные крыши с изогнутыми краями, далеко выступающие за пределы стен и консольные опоры, которые поддерживали эти крыши и  стали основой декора всех сооружений.