Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 6

В Золотом павильоне храма Хорюдзи большое внимание было уделено оформлению внутреннего пространства. Система двойных крыш позволила повысить потолок над алтарем, расположенным в центре. Двадцать шесть масштабных колонн окружили алтарную часть, подчеркивая ее значительность.

Новый этап в развитии  японского зодчества пришелся на начало VII века. В качестве столицы японского государства был выбран город Нара. Освященная в 710 году синтоистскими жрецами, живописная долина в короткие сроки превратилась в цветущий город, выстроенный по образцу китайской столицы Чанъанъ. В плане Нара представляла собой прямоугольник, протяженность которого с севера на юг составляла 8,5 километров, а с запада на восток – 10 километров. Главная магистраль разделял восточную и западную части, каждая из которых делилась на кварталы девятью продольными и восемью поперечными улицами.  В северной части столицы располагался комплекс императорского дворца. В дворцовый комплекс входили и административные постройки. Значительное место в городе отводилось буддийским монастырям.

Создание города как единого ансамбля повлияло на масштаб зданий, их планировку и организацию. Увеличились размеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных для пышных празднеств. В отличие от китайской столицы Нара не имела крепостных стен, только дворцовый комплекс был обнесен толстой глинобитной стеной. Другое отличие от китайской столицы заключалось в строительном материале. Весь город, включая 46 буддийских храмов,  был построен из дерева. Синтоистских храмов в Нара не было, зато активно отстраивались буддийские монастыри. Для того чтобы подчеркнуть собственную значимость, их пагоды были вынесены за пределы главной площади.

Самым грандиозным храмовым комплексом в Нара был Тодайдзи (Великий восточный храм), расположенный на северо-востоке столицы. На возведение этого храма были собраны пожертвования у 51 тысяч человек. В этом храме находилась статуя Большого Будды (Дайбуцу), высота которой составляла 16 метров, а  на ее выплавку было израсходовано 400 тонн меди. Работа по сооружению статуи началась в 747 году и закончилась в 755 году. Сначала была проведена церемония установки статуи в ходе которой ей были нарисованы глаза и только потом вокруг Большого Будды был построен Кондо (Золотой павильон). Ансамбль был призван поражать своими размерами. Двухэтажные входные ворота, две стометровые пагоды, просторная прямоугольная площадь перед храмом – все эти сооружения были исполнены монументальной мощи.

Строившийся много лет комплекс Тодайдзи включал в себя множество разновременных храмовых ансамблей со своими стенами и воротами. В облике самого древнего храма  Хоккедо  и темного бревенчатого здания сокровищницы Сесоин, выстроенного в стиле древних житниц, воплощен дух героической красоты.

2.  Скульптура и живопись VI-VIII вв.

Буддизм определил развитие японского изобразительного искусства и в первую очередь скульптуры. На протяжении VII в. постепенно прекращается сооружение курганов и изготовление для них погребальных статуэток ханива. В японскую скульптуру поникают новые буддийские темы и образы, сформировавшиеся в Индии, а затем утвердившиеся в Китае и Корее.

Скульптура развивалась под влиянием храмовым зодчеством. Первые японские статуи были привозные и весьма разнородные. Одни были более грубые, другие – более утонченные – это зависело от места покупки. Эталоном красоты в период Асука были простые и строгие образы. Если в Корее и в Китае буддийские статуи были огромных размеров, это были рельефы гигантских скальных монастырей, то в маленьком островном государстве получили развитие статуи, предназначенные для  алтарей деревянных храмов.