Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 16

Скульптуры храма Тодзи символизируют расстановку сил во Вселенной. Фигуры стражей-охранников ошеломляют своей фантастичностью. Воплощая представление о далеких мирах, разрушительных и целительных силах Вселенной, божества изображены и как посланцы далеких миров и как чудовища с оскаленными звериными мордами. Один из главных героев эзотерического пантеона очиститель Вселенной Фудо-мео изображается сидящим на скале в ореоле языков пламени, с торчащими изо рта клыками, с мечем и веревкой в жилистых руках. Теперь скульптура выходит за пределы храмов. В горных районах Кюсю и Хонсю были высечены первые скальные рельефы с изображением Фудо-мёо, божеств-покровителей местности.  Синтоистские боги теперь отождествлялись с буддийскими божествами, что приводит к появлению синтоистских статуй, в которых преобладает местная трактовка одежды и причесок. Для них на территории монастырей стали возводиться специальные часовни.

В религиозной живописи так же наметились изменения. Многоцветные  иконы-свитки IX - X вв. были заполнены изображениями демонов и ярых защитников веры, на лицах которых лежит та же печать мистической отрешенности, как и в статуях. Попытки создать схематическое изображение мироздания привели к рождению синтезирующей алтарной иконы – мандалы. Мандала – это схема Вселенной, в центре которой помещается главное божество и которая дает представление об иерархической расстановке всех божеств, духов и стихий Вселенной. Эта схема была начертана тонкими золотыми и серебряными линиями по синему или красному фону. Ее загадочные узоры соответствовали мистическому духу ритуалов.

3. Учение Чистой Земли и искусство позднего Хэйан.

К концу X века большое влияние приобрело учение о Чистой земле, возникшее в рамках направления Тэндай. Учение о Чистой земле отрицало возможность достойного существования в этом мире, мире скверны, и обещало индивидуальное спасение в будущем мире, которого могли достичь все, кто верил в Будду Чистой земли (Западного рая) Амиду. Он дал обет не достигать состояния Будды до тех пор, пока все люди, в этом мире живущие и на него уповающие, не смогут возродиться Чистой земле. Главным средством достижения спасения считалась молитва, обращенная к Амиде. Она освобождала человека от заблуждений, очищала его язык и сердце и способствовала перерождению в Чистой земле.

К учению о Чистой земле привлекало прежде всего обещание благополучного будущего. То есть человек не просто всплывает на мгновение в вечно текущем потоке времени, он проживает это мгновение, обращенный к другому берегу – Чистой земле. Необычную популярность приобрела идея кармы, связывающая воедино три мира – прошедший, настоящий и будущий. Все совершенное в прошлом отзывается на настоящей судьбе человека и предопределяет будущее рождение. Если сначала учение о Чистой земле было популярным в среде бедных и аристократов средних слоев, то в XI в. оно стало распространяться и среди высшей знати. Более характерным скорее было его эстетическое осмысление, нежели философское, что оказало влияние на японскую скульптуру и архитектуру.

В XI-XII вв. гедонистическое восприятие явлений бытия, культивируемое придворной аристократией, накладывает отпечаток и на осмысление буддийских идей. Культ Будды Амиды оттесняет на второй план сложные обряды эзотерических сект. Популярность этого учения была вызвана простотой его догм, сводящихся к тому, что каждый верующий может достичь успокоения в блаженной стране Будды Амиды – в Западном рае. Теперь храм трактуется как прообраз райского дворца. На землях знати все чаще стали строиться амидийские монастыри дворцового типа с семейными храмами – мавзолеями. Это были небольшие квадратные, внешне скромные сооружения с единым внутренним пространством. Воплощаемые в них представления о прекрасной обетованной земле содействовали изощренности в оформлении интерьера и окружающего храм ландшафта. В центре зала между четырьмя колоннами, расписанными цветами, инкрустированными золотом и перламутром, помещалась золоченая статуя Амиды-Нёрай, всегда повернутая лицом к западу. Фоном и ее обрамлением служили перегородки с росписями, изображающими райские земли – изумрудные холмы, водоемы и клубящиеся облака, над которыми парят небожители. Перед храмом, как бы развивая сюжет этих росписей, простирался сад.