Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 35

“Пьесы о разном” были самой зрелищной частью спектакля, куда входили бытовые пьесы, пьесы о безумии, наваждении, ревности, разбитом сердце и др.

Завершался спектакль пьесой кю  - пьесой о демонах. Тем действия в этой пьесе убыстрялся, а ее кульминацией был быстрый танец. Ее персонажами являлись духи, демоны или животные. Пьеса непременно имела хороший конец.

Репертуар Кёгэн был очень пестрым. Так же как и в театре Но там существовали “пьесы о богах”, “пьесы о демонах”, “пьесы о женщинах”. Но главной их темой было вышучивание низменных чувств и невежества. Пьесы Кёгэн строились на высмеивании провинциалов, семейных дрязг, плутовских проделок, там обыгрывалась контрастность манер поведения аристократов и простолюдинов. Любимый герой пьесок Кёгэн – это слуга Таро, одновременно хитрый и простоватый, добродушный нахальный и изобретательный.

Лекция №8. Искусство периода Момояма. 1537-1614 гг.

Между периодом воюющих провинций и возникновением централизованного государства сегуната Токугава в культуре Японии существовал очень короткий, но весьма значительный период Момояма. Он был своеобразным переходом между Средними веками и Новым временем. В это время был положен конец междоусобным войнам, установлена централизованная власть  над большей часть территории Японии. Носителем новых художественных веяний стала верхушка военного сословия, те полководцы, которые занимались объединительной деятельностью.

Правление Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси отличалось развернутым строительством замков. Построенный Нобунага замок в Адзура положил начало новому архитектурному и художественному стилю. По-видимому, он был первым замком, построенным под влиянием европейских представлений о фортификации. Он заметно превосходил по обороноспособности и объему все  крепости японских князей. Его стены  достигали 22 метров. До этого замка крепость представляла собой простую деревянную казарму, защищенную земляными укреплениями, рвами и частоколами. Бремя расходов на строительство этой крепости несли  шесть провинций. Внутренние покои были украшены росписями Кано Эйтоку. В 1582 году замок был разграблен и сожжен войсками Акэти Мицухидэ, вассалом Нобунага, пытавшимся захватить власть. От замка сохранились только развалины стен.

С этого времени строятся каменные замки с высокими каменными сторожевыми башнями тэнсюгаку, с лабиринтом каменных проходов, с огромным каменным цоколем и стеной, обрывающейся глубокий ров, шириной 7-10 метров, заполненный водой. На первых порах замки выглядели необычно в низких одно- и двухэтажных деревянных городах. Мощн6ые башни тэнсюгаку имели до  семи этажей. Их силуэт сужался к верху и башня и сам замок имели трапециевидную форму, которая  позволяла ему выглядеть менее массивно. Это были ослепительно белые массивные сооружения  с черепичными, слегка загнутыми крышами и позолоченными коньками. Такие замки были построены в Нагаока, Осака и Хёго. Самым известным был замок в Осака, который Тоётоми Хидэёси  начал строить, после того как подчинил себе всю Японию. Замок должен был символизировать его могущество и был виден даже с островов в Японском море и, одновременно он должен был стать неприступной крепостью, где можно было укрыться от мятежей.

Тридцати самым крупным владениям была вменена в обязанность поставка камня на строительство. В замке была создана тройная система укреплений. Внешняя их полоса представляла собой опоясывающий всю территорию крепости глубокий ров с высоким земляным валом, за которым шли каменные стены с многочисленными бойницами. Мощные бастионы, площадки для сбрасывания камней, перекидные подъемные мосты были трижды повторены в каждом из полос укреплений. На самой высокой точке холма возвышался главный замок. Цокольный этаж замка клался в два – три мощных камня, чтобы такую стену не могло пробить даже очень большое ядро. Но внешне замок выглядел легким и светлым. Над мощным каменным цоколем на 14 метровую высоту поднималось пятиярусное здание. Золотые украшения на фронтонах ярусов и голубая черепица чуть изогнутых крыш подчеркивали национальное своеобразие замковой архитектуры. Белое поле стен членилось легкой линией крыш. Каменные стены, поднимавшиеся надо рвами, имели ягура – замковые башни. По трем линиям обороны было более двадцати ягура – двух или трех этажных сооружений с толстыми белыми стенами, с небольшими квадратными окнами, закрывающимися белыми ставнями. Повторяя силуэт главной башни, каждая ягура завершалась двумя ярусами голубых черепичных крыш. Это подчеркивало единство архитектурного стиля всей крепости. В мирное время ягура использовалась как склад, где хранилось оружие. В период военных действий с нее велся обстрел неприятеля.