Обзор и редакторский анализ репертуара издательства “КомпасГид”, страница 7

Так или иначе, оформление книг «КомпасГида» очень разнообразно — в иллюстрациях используются разные техники, много неожиданных текстур (музейные билеты, газетные вырезки, обои), они бывают двухмерными и трехмерными («Бига и Каса»), фотографическими и рисуночными. Авторы иллюстраций принадлежат к разным школам — финской, французской, норвежской, испанской и др. Объединяет всех этих непохожих художников серьезный, фундаментальный подход к своему делу.

1.4.  Читательский адрес изданий

Читательский адрес является решающим в издании детской литературы. «В последнее время очень часто обсуждается тема традиций в отечественной литературе и того, что должны издавать российские издательства. Но, к сожалению, очень мало кто из нас поднимает вопрос о том, что возник и новый формат современной детско-подростковой литературы. Он не соответствует традиционной позиции, когда речь шла о литературе как способе освоения ребёнком мира взрослых. Сегодняшняя подростковая книга предлагает ребёнку и взрослому общее переживание и общий язык для его обсуждения. Диалог! Совместное чтение! Для чтения взрослыми детям! Это расширенный читательский адрес, который наше издательство указывает на книжках-картинках серии “КомпасKID”<…> для того, чтобы создать диалоговое пространство между взрослым и ребёнком вокруг книги, вернее, вокруг поднятой в книге темы»[4] — говорит Виталий Зюсько, в интервью журналу «Библиотека в школе».

По данным Российской книжной палаты[5], подростковой аудитории адресовано книг примерно вчетверо меньше, чем дошкольникам. Ряд крупных издательств отказывается от подросткового направления, и в том малом количестве книг, предназначенных читателям от 10 до 16 лет, практически отсутствуют произведения о современных реалиях жизни российских подростков. В основном издаются фантастика, фэнтези, детективы. Издательства, избегающие рыночных рисков и издающие книги исключительно коммерчески успешные, формируют и сам рынок, и вкусы у молодой аудитории. Поэтому на книги молодых детско-подростковых издательств действительно стоит обратить внимание, хотя бы ради того, чтобы оценить их попытки пойти более сложным путем.

Для подросткового читательского сегмента «КомпасГид» выпускает две серии: «Поколение www.»и «Гражданин мира», где представлены авторы со всего мира. И если «Гражданин мира» создана для того, чтобы помочь юношам и девушкам разобраться в чужих культурах и незнакомых цивилизациях, то книги «Поколение www.»направлены на то, чтобы помочь разобраться в себе.

Почти все книги «КомпасГида» выходят в сериях, что в последние несколько лет стало в некотором роде тенденцией в детском издательском бизнесе. Серийно выпускаются книги в «Издательском доме Мещерякова», в «Энас-книге», в «Самокате», в «Розовом жирафе» и др. Если сравнивать их, то тенденция к производству серий для подростков наблюдается у всех. Если у «КомпасГида» это «Поколение www», то у «Самоката» — серия «Встречное движение: «Такие книги очень нужны, чтобы понять, что с проблемами сталкиваешься не ты один в мире, что окружающие тебя понимают и что жизнь — это очень интересно»[6]. Издателям интересно вывести детей на диалог, обсудить проблемы, о которых обычно с детьми не разговаривают. Серии «КомпасГида» «Открытый диалог» и «Гражданин мира» развивают эту же тему, в них представлены книги, которые  могут помочь разобраться в том, что происходит вокруг, во взрослом мире.

Серия «КомпасKid» сформирована по материальной конструкции — это книжки-картинки. По читательскому адресу «КомпасKid» вообще является новаторской, в ней раскрывается новый формат «универсальной» литературы — то есть, с одной стороны, это простенькие книжки-картинки, форма которых подходит для чтения совсем маленьким, но с другой стороны — тематика в них «сложная», которая интересна человеку в любом возрасте (призвание, любовь к себе, к ближнему, преодоление предрассудков).Книги объединяются в серии по жанровому принципу— «СтихоТворения» (у «Самоката» «Поэтическая серия»); сказки в «Сказочном компасе» (у «Самоката» «Сказки Самоката»; у ИД Мещерякова «Перо Жар-птицы»); путеводители в «Дневнике для путешественника». Схожей чертой издательств новой волны является интерес к современным зарубежным авторам — из всех вышеперечисленных издательств, русскую детскую классику печатает только «Энас-книга».