Обзор и редакторский анализ репертуара издательства “КомпасГид”, страница 6

1.3.  Художественно-техническое оформление изданий

Издательство очень тщательно продумывает материальное воплощение книг — бумага, на которой книги печатаются, обложка, иллюстрации, все это имеет огромное значение. Виталий Зюсько, в интервью журналу «Библиотека в школе», высказывает мнение о том, что главной проблемой детской литературы является так называемый «родительский фильтр». Детям скорее покупают классическую детскую литературу, потому что родители и бабушки не открыты для покупки и изучения новых детских авторов[3]. Из-за особенностей репертуарной политики, «КомпасГиду» приходится прилагать гораздо больше усилий и творческой энергии. Как известно, у детей более развито образное восприятие информации. Поэтому в детских изданиях определяющим является не текст, но его сочетание с иллюстрациями и графическим оформлением. Благодаря изданиям «КомпасГида» русские читатели знают таких замечательных иллюстраторов, как Тоси и Ири Маруки, известных своими фресками на тему трагедии Хиросимы; Жаклин Дюэм, которая проиллюстрировала первое издание Всеобщей декларации прав человека для детей; Вольфа Эрльбруха (Германия); Дельфину Перре (Франция); Дельфину Дюран (Франция); Ану Штонер (Финляндия); Питера Рейнольдса (США); Хосе Тассиеса (Испания).

Для книжек-картинок издательство покупает права и на иллюстрации, и на текст, и на обложку — выпускает книги в оригинальном оформлении (серии «КомпасKid»,«Сказочный компас», «Открытый диалог»). Тем более что выходит много изданий с авторскими иллюстрациями, текст потерял бы без них смысл. В книгах без иллюстраций («Поколение www», «Взрослое детство», «Гражданин мира»), чаще всего, издательство делает свои обложки и оформление, то есть, права приобретаются только на текст. Разработку дизайна серии делает один человек. Когда стандартный макет готов, его могут отдать на верстку другим дизайнерам. В книжках-картинках макет придумывает иллюстратор.

В издательской практике «КомпасГида» есть один случай, когда из французской брошюрки без иллюстраций, продававшейся за один евро, они сделали полноценную книжку-картинку («Коричневое утро» Франка Павлоффа). Иллюстрациями занимался русский художник-иллюстратор и режиссер  Леонид Шмельков. Успех издания был очень велик, и теперь «КомпасГид» продает права на эти иллюстрации. Например, в Корее книга выйдет в оформлении Леонида Шмелькова.

Для большинства русских изданий, дизайн обложки и оформление делает творческое объединение «Zilasaule» («Бига и Каса»; «Когда отдыхают ангелы» и др.). С «Zilasaule» издатели познакомились почти сразу как выпустили первые книги, они оформили книгу «Когда отдыхают ангелы» Марины Аромштам, потом предложили свой проект «Записки и Зарисовки о втором путешествии по Синему Солнцу».«Zilasaule» — это творческое объединение супругов Ильи Донца и Маргариты Щетинской из Петербурга, раньше им помогала Полина Шкивидорова. В какой-то момент они придумали персонажей Бигу и Касу, книги про которых все продолжают выходить, фактически, они стали лицом издательства. Илья Донец делает большинство обложек из серии «Взрослое детство», а книга «Записки и зарисовки второго путешествия по острову Синего Солнца» — это полностью результат творческой работы «Zilasaule» — они авторы и текста, и иллюстраций, эта книга стала дипломным проектом Ильи и Полины, а позже, с некоторыми доработками была издана в «КомпасГиде».

Книги «КомпасГида» оформляются разными художниками. Бывают переиздания-репринты, с иллюстрациями, с которыми произведение выходило в первый раз (например, произведение Ирины Пивоваровой «Потерялась птица в небе» (1984), оформленное Лидией Шульгиной), естественно, их стиль сильно отличается от современных. Для оформления сборников приглашаются целые коллективы художников, каждый из которых оформляет свою часть произведения («Большая книга сказок о драконах», «Мы все рождены свободными»), пока эти сборники только переводные, с покупными иллюстрациями, но можно надеяться, что впитав западный опыт, скоро «КомпасГид» начнет самостоятельно выпускать отечественные издания, подобного характера. Чаще всего у сборников единый графический дизайн.