Обзор и редакторский анализ репертуара издательства “КомпасГид”, страница 30

В изданиях «КомпасГида» сочетается и фотографическое искусство, и компьютерная графика, и красивые авторские рисунки. Интерес к новым, цифровым технологиям в области иллюстрирования наблюдается больше всего у российских художников (в частности, у объединения «Zilasaule», которое иллюстрирует почти все отечественные издания «КомпасГида»). У некоторых изданий, стараниями российских художников, впервые появляются иллюстрации (Книга французского автора Франка Павлоффа «Коричневое утро», продавалась на родине в виде брошюрки за один евро. Русский художник Леонид Шмельков, по просьбе «КомпасГида», сделал из него полноценную книжку-картинку). Все это говорит о явном прогрессе в области отечественной иллюстрации, в том числе и благодаря «КомпасГиду», который готов сотрудничать с молодыми  художниками.

В современном детском книгоиздании налицо две противоположных тенденции: большие издательства коммерциализируются, а маленькие, многие из которых возникли в последние годы, противостоят им, дорожат своей идеей, своей миссией.

Среди таких «идейных» издательств — «КомпасГид». Его руководство старается привить детям гражданскую ответственность и открытость ко всему новому. Все серии «КомпасГида» имеют четкую основу, каждое произведение этих серий развивает свою тему, не отклоняясь от нее даже ради «художественности».

Серийное производство книг может способствовать воспитанию ребенка: одной книгой трудно помочь увидеть мир с разных сторон, а когда несколько книг авторов с разными взглядами на одну проблему объединяются в серии, сделать это гораздо проще.

Очень важно отметить стремление подобных детских издательств воспитать своего читателя. Пусть пути к достижению этого результата у всех разные и, возможно, не все взрослые захотят для своего ребенка такого воспитания, — важно, что издателями движет не коммерческий интерес.

Скорее всего, сказывается возраст руководителей издательства, они молоды и амбициозны, заинтересованы в том, чтобы помочь своим читателям и указать дорогу. Они чувствуют большой резонанс, который имеет их продукция в России и во всем мире, поэтому развиваются очень быстро и уверенно, порой закрывая глаза на некоторые недочеты.

Анализ изданий показал, что, несмотря на активное развитие подросткового направления, «КомпасГиду» лучше всего удаются книжки-картинки (серия«КомпасKid») и научно-популярные издания («Книга о правах человека» и «История книги своими руками»).

Дело в том, что в произведениях «КомпасГида» сюжет, содержание всегда стоит на первом месте. То есть смысл произведений оказывается гораздо важнее их формы, стиля, перевода (но не иллюстраций). В книжках-картинках для самых маленьких (серия «КомпасКид») основную функцию выполняют иллюстрации, и это отвлекает от некоторых несовершенств текста. В подростковых изданиях серии «Гражданин мира» на первое место выходит документальность материала, но стилистические шероховатости все же мешают восприятию. Некачественный перевод и редактуру литературно-художественных изданий для подростков трудно не заметить, поэтому в серии «Поколение www.» большинство изданий стоит хотя бы заново отредактировать. Начиная с названия серии, которое не должно содержать точку после аббревиатуры WWW (World Wide Web).

Вместе с тем, отмечается прогресс: в 2012 году вышла книга Кадзуми Юмото «Друзья», гораздо более «зрелая», стилистически «безупречная», выгодно отличающаяся от всех остальных произведений серии.

Расстраивает то, что на данный момент большая часть репертуара «КомпасГида» — это произведения зарубежных писателей. Российскому литературному процессу очень не хватает новых детских писателей, которые обычно открываются такими маленькими издательствами. Но, с другой стороны, интерес «КомпасГида» к мировой современной литературе дает возможность познакомить читателя с новыми для него иностранными авторами и художниками.

Заглядывая вперед, можно предположить, что издательство начнет активнее работать с русскими авторами, как только окончательно встанет на ноги. По крайней мере, сотрудники издательства не раз говорили об этом в интервью автору диплома.