Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 3

Для закрепления знаний о свойствах времени мы используем прием фантазирования на основе разрушения признака. В этом разделе к нам приходят волшебники времени Наоборот и Путаник. Что произойдет, если Наоборот заколдует нас, дерево, кошку. Хорошо это или плохо? Что будет, если Путаник перепутает время? В каких сказках живут Путаник и Наоборот?

Итак, познакомившись со свойствами однонаправленности и необратимости времени, мы систематизируем знания детей о часовом, суточном и природном (фенологическом) времени.

Поскольку время однонаправлено и необратимо, то смена действий любого характера происходит последовательно. Поэтому следующее свойство, последовательность, мы изучаем, знакомясь с эталонами календарного времени. Здесь мы расширяем понятия «прошлое», «будущее», «настоящее». Сначала мы прослеживаем этапы жизни или существования объектов природного и рукотворного миров, используя Зеркало Времени, т.е. в обратном порядке от настоящего времени до прошлого.[4] Например, столовая ложка. Вот она на кухне в шкафчике ß в магазине ß на заводе ее изготовили из стали ß лист стали изготовили в прокатном цехе из стального бруска ß сталь сварили в мартеновской печи из чугуна ß чугун выплавили из руды ß руду нашли геологи. А будущее? Здесь масса вариантов: потерялась, сломалась, стала реликвией. Расширяя понятия прошлого и будущего, мы используем Машину Времени, путешествуя во времена, более отдаленные от нас. Это может быть время детства родителей или какая-нибудь историческая эпоха.

Путешествуя по будущему, мы применяем метод фокальных объектов. Этот метод дает широкие возможности для фантазирования. В частности, мы конструировали автомобиль будущего. У нас получился живой автомобиль, который может помыть посуду, съездить за покупками, поиграть с хозяином в хоккей. Или горящий автомобиль, сгорающий до кучки пепла после выработки ресурсов.

Поскольку скорость вращения у каждой планеты своя, то и время на планетах движется с разной скоростью. То есть время относительно. Помочь понять это свойство к нам приходят волшебники времени Догоняй и Отставай.

А далее мы знакомим детей со шкалой времени. Какой самый малый кусочек времени мы знаем? Секунда. Но есть и более короткий отрезок времени. Значит, у шкалы времени нет начала. А самый большой кусочек времени? Тысячелетие? Или есть более длинный отрезок? Нет конца у шкалы времени. Время непрерывно. Волшебник Замирай помогает нам это понять. Что будет, если время остановится? Дети перестанут расти, не будут сменяться времена года. Хорошо это или плохо? Обсуждая проблему остановки времени, дети еще раз закрепляют понятие непрерывности времени.

Доисторическое время

Цикл занятий по ознакомлению с астрономическим временем был создан и апробирован в 1999 году.[5] Однако,  предполагалось, что заинтересованные воспитатели и педагоги подхватят эту тему, вложив в нее свое видение проблемы. Приятно, что молодой воспитатель Андриянова Т. В. прониклась значимостью проведенной работы и предложила свой комплекс занятий, посвященных ознакомлению старших дошкольников с геологическими эпохами развития Земли или доисторическим временем. На примере эволюционного развития жизни на Земле иллюстрируются такие свойства времени как однонаправленность, необратимость и последовательность.

Системный оператор – основной метод, используемый автором этого раздела в работе с детьми. Системный оператор позволяет представить во времени любой объект живой или неживой природы, рассмотрев его как систему.

В результате довольно сложная тема усваивается детьми легко, дети ориентируются в классификации доисторических живых организмов, проводят логические параллели между вымершими и современными видами животных, воссоздают последовательность смены доисторических эпох.

Историческое время

Звезды и планеты диктуют законы астрономического времени. Но с появлением на Земле человека, наша планета стала жить в ином измерении, во времени историческом. Оказалось, что на примере смены исторических эпох легко объяснить свойство непрерывности времени. Одна цивилизация сменяется другой, и этот процесс не прерывается уже миллионы лет.