Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 19

Представьте себя человеком умелым, какое жилище вы бы построили для себя?

Да, человек умелый строил шалаши из веток и стеблей растений или прятался от непогоды в пещерах. Еще раз обратимся к морфотаблице:

Человекоподобная обезьяна

Человек умелый

+

+

Жилище

Одежда

Орудия труда

Итак, мы познакомились с человекообразной обезьяной и человеком умелым. Это были самые первые люди на Земле. Поэтому время, в котором они жили, мы назовем первобытным.

А сейчас мы отправляемся домой.

Занятие 3

Первобытное время (продолжение)

Цель: Познакомить с человеком разумным. Дать понятие каменного, бронзового и железного веков.

Методы: МШ, МА, Машина Времени.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Доисторическая жизнь», глава «История первобытного человека».

Ход занятия

Мы продолжаем наше путешествие. Сегодня мы отправляемся в первобытное время. Кого мы там встретим? (Человекообразную обезьяну и человека умелого).

Что умел делать человек умелый? (С помощью каменного рубила он мог отрубать куски мяса от туши животного и раскалывать кости, что бы достать костный мозг).

Мог он охотиться сам? (Нет). Мог он изготавливать себе одежду, строить жилье? (Нет).

Время шло, и климат на Земле изменился. Он стал холоднее. Огромные районы суши были закованы ледяным панцирем. Как человеку выжить в таких условиях? (Нужны теплые жилища, одежда). Человеку пришлось размышлять и многому учиться. На смену человеку умелому пришел человек разумный. Эти люди уже были умелыми охотниками, научились делать множество новых видов орудий и оружия из камня и рогов и костей животных. Охота людей была удачной. У них было много мяса и шкур, из которых женщины шили одежду. Иглы изготавливались из оленьего рога, а вместо ниток использовались тонкие полоски кожи, или кишки животных.

А как первобытные люди утепляли свое жилье? (Они строили шалаши и покрывали их шкурами убитых животных, согревали огнем). Первобытные люди научились пользоваться огнем, и теперь в их пещерах и хижинах стало тепло, а мясо можно было пожарить на костре.

Чем, кроме мяса, могли питаться первобытные люди? (Плодами растений, съедобными семенами). В то время пока мужчины охотились, женщины собирали съедобные растения и их плоды попадалась им и дикая пшеница. Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми камнями. По всей видимости, некоторые зерна падали на землю и прорастали рядом с хижинами. Со временем люди заметили это и стали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли возле стоянки. Когда урожай созревал, они собирали зерно. Чтобы удобнее было срезать колосья, люди изобрели серпы, которые делали из осколков кремня.

Охотники приносили иногда маленьких ягнят или козлят к себе в деревню. Со временем эти животные становились ручными. У первобытных людей появились домашние животные.

Хотя люди очень многому научились, все орудия труда и оружие для охоты они делали из камня или костей животных. Поэтому это время ученые назвали каменным веком.

Но прошло время, и люди научились добывать металлы. Сначала они плавили медную руду и добавляли в медь олово. Этот сплав называется бронза. Из бронзы делали наконечники для стрел и копий, серпы, ножи, украшения. Век, когда люди пользовались бронзовыми изделиями, называется бронзовым веком.

А потом люди придумали специальные печки, в которых из железной руды выплавляли железо. Железо тверже бронзы, и у людей появились более совершенные орудия труда. Как назвали это время ученые? (Железный век).

Мужчинам не нужно стало охотиться, они научились хорошо обрабатывать землю, строить дома. Люди перестали кочевать и стали жить на одном месте.

Итак, сравним человека разумного с человеком умелым.

Человек умелый

-

-

+

-

-

Человек разумный

+

+

+

+

+

Жилище

Одежда

Орудия

Земледелие

Разведение животных