Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 15

Молодцы ребята, все знаете. Вы говорили о том, что у рыбы внутри есть скелет – позвоночник. Рыбы – это первые позвоночные, отметим это на карточке – схеме (Отмечают). А знаете ли вы, откуда появились рыбы, как они развивались в течение веков. Вот я вам сейчас расскажу.

Воспитатель показывает несколько иллюстраций по очереди, сопровождая их рассказом. Первая иллюстрация – рыбообразные существа, панцирокожие, вторая иллюстрация – рыбы, похожие на современных, третья иллюстрация – пересохшие реки и озера, четвертая иллюстрация – рыба, переползающая от одной лужи к другой. (Информацию смотри в энциклопедии «Доисторическая жизнь»).

От этих рыб и произошли более развитые животные, но о них мы узнаем на следующем занятии. А сейчас давайте поиграем в игру «Поезд времени».

Д/и «Поезд времени»

Цель:   Формировать умение детей определять линию развития объекта.

Материал: карточки с изображением эпох

Ход: Детям в руки дают карточки с изображением эпох и предлагают выстроить «Поезд времени». Игру начинают с трех эпох: возникновение Земли, беспозвоночные, рыбы. Далее количество эпох увеличивается за счет изучения новых (земноводные, рептилии, млекопитающие).

Занятие 5

Земноводные и рептилии

Цель: Развивать умение делать умозаключения, основываясь на словесном описании. Систематизировать знания о рептилиях, земноводных, учить видеть сходство и различия. Развести понятия хищники и травоядные. Закрепить знания о способах защиты и приспособления. Закрепить названия изученных эпох.

Методы: СО, МТ, игра «Хищники и травоядные», лепка «Пастбище динозавров», работа с карточками – схемами.

Предварительная работа: беседа о земноводных и рептилиях, игра «Найди и объясни».

Ход занятия

1 часть: Ребята, о ком я сказала: «У них тонкая кожа, нет волосяного покрова, они хладнокровные, позвоночные, откладывают икру в воду».

Верно. (Показывает карточку - схему). Я говорила о земноводных, которые развились от рыб и некоторое время господствовали на планете с ее влажным климатом. Это была их эпоха. Но климат менялся, он стал сухим, и многие болота пересохли. Могли ли земноводные теперь жить?

Правильно, на смену земноводным пришла более развитая группа хладнокровных. Какая? (Рептилии).

Верно. Кто скажет о них так, как я сказала о земноводных? (показывается карточка – схема рептилии и дети рассказывают об основных признаках).

2 часть: СО «рептилия», «земноводное». Идет сравнительный анализ по следующим моментам:

Внешний вид (связать с жизнедеятельностью).

Место обитания.

Части тела.

Стадии развития.

На основе сравнения выделить более развитую группу.

Наступила эпоха динозавров. Она длилась много миллионов лет. Среди динозавров выделялись две группы: хищники и травоядные. Как вы думаете, чем питались хищники, как они выглядели? Да, острые зубы, сильные ноги, большие когти – это признаки хищников. А что вы скажете о травоядных? (дети рассказывают о травоядных).

А теперь давайте поиграем в игру «Хищники и травоядные»

Д/и «Хищники и травоядные»

Цель: Закрепить умение детей определять отличительные особенности внешнего вида хищников и травоядных.

Материал: плакат с изображением динозавров

Ход: Перед детьми плакат, на котором изображены различные динозавры. Дети выбирают любого и пытаются по внешнему виду определить хищник он или травоядный. Обязательно аргументировать свой ответ.

Физкультминутку проводят дети.

Да, ребята, хищники были страшны, и травоядным приходилось несладко, но природа дала им много средств защиты и приспособления к окружающей среде (рассматриваются и обсуждаются различные виды защиты и приспособлений на МТ)

Схема «динозавр»

+

+

+

+

+

+

Роговые пластины

Ноздри на голове

Роговые наросты

Длинные когти

Сильный хвост

Яркая окраска

3 часть: Лепка «Пастбища динозавров»

Лепка «Пастбища динозавров».

Материал: картон, пластилин.

Ход: предложить детям слепить любых динозавров и установить их на пастбище.