Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 26

Игровое действие: вращение волшебных кругов.

Игровое правило: собирать в сектор изображения единиц времени только одного звена временных эталонов.

Оборудование: кольца Луллия представляют собой следующую конструкцию. Вырежьте из картона три круга диаметрами 90, 60, 30 см. (размеры взяты произвольно). Из прозрачной пленки вырежьте еще три таких же круга. Наложите прозрачный круг на соответствующий круг из картона и прошейте их стежками по радиусам, разделив на семь секторов. Из цветного картона вырежьте угол равный углу сектора. Ширина лучей угла – 1 см. Длина лучей равна радиусу большого круга. Готовые круги оденьте на общую ось в виде пирамиды, сверху разместите угол. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы круги и угол вращались вокруг общей оси.

Материал: карточки-символы «кусочков времени»

Ход игры

Воспитатель размещает в ячейки каждого из трех кругов карточки с изображением символов «кусочков времени» и предлагает детям собрать в домик (сектор) единицы времени одного звена временных эталонов.

Например: собери «кусочки» часового времени(час, минута, секунда), календарного времени(сутки, месяц, год) и т.д.[10]

Поезд времени.

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития, развивать связанную речь: умение называть временной отрезок своего вагончика и обосновывать его местоположение в поезде. активизировать выражения: потом, до, после того как.

Игровое действие: построить поезд времени

Игровое правило: вагончики выстраиваются в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения

Материал: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года, историческое развитие объектов рукотворного мира и т.д.).

Ход игры

Карточки раздаются играющим. Дети-вагончики выстраивают поезд времени.

Примечание: игра может идти со всей группой командами. У каждой команды свой набор карточек. Каждая команда старается быстрее построить свой поезд времени и продемонстрировать его противнику.

Раньше - позже.

Цель: осознание зависимости между временными эталонами, овладение количественной характеристикой временных эталонов. Упражнение в использовании в речи предлогов «за», «перед», «до». Формирование умения связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как». Закрепление умения правильно употреблять глаголы прошедшего времени, составлять сложноподчиненные предложения.

Игровое действие: расставить карточки по порядку.

Игровое правило: связно объяснить свое действие.

Материал: карточки-символы «кусочков времени» (части суток, времена года, дни недели), раскадрованные карточки-картинки какого-либо процесса (строительство дома, созревание фруктов и т.п)..

Ход игры

а) Ведущий называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, еще раньше; что будет.

Например:    

Ведущий: Зима

Ребенок (выстраивает цепочку зима – осень – лето – весна): Перед зимой была осень, раньше осени – лето, еще раньше – весна.

или:

Ведущий: Зима

Ребенок (выстраивает цепочку зима – весна – лето – осень): После зимы наступает весна, за весной – лето, дальше будет осень.

б) Ведущий называет какую - либо ситуацию, а дети, используя Зеркало Времени, говорят, что было до этого, что будет после.

Например, предложены следующие картинки: фрукты в корзине,  люди срывают фрукты с дерева, фрукты созревают на дереве, дерево цветет, на дереве распускаются почки, дерево зимой. Воспитатель выкладывает на стол картинку «фрукты в корзине».

Ребенок (выстраивает цепочку и объясняет свои действия): До того как фрукты оказались в корзине, их сорвали с дерева люди. А до этого фрукты созрели на дереве. Чтобы появились фрукты, дерево должно было зацвести. До того как оно зацвело, на дереве распустились листочки. Зимой дерево стояло голое без листьев.

Определи отношение.