Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 14

Цель: закрепить знания о причинах появления жизни и о месте ее зарождения. Дать знания о первых беспозвоночных, систематизировать их с помощью СО Закрепить понятие «эпоха беспозвоночных».

Методы: поисковые вопросы, работа по картине с помощью «подзорной трубы», СО, работа с карточкой – схемой «Беспозвоночное», лепка «Подводный ландшафт».

Предварительная работа: рассматривание открыток по теме, беседа о позвоночных и беспозвоночных, чтение литературы

Ход занятия

1 часть: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем наш большой разговор о возникновении и развитии жизни на земле. Все, о чем мы беседовали раньше, касалось развития самой планеты, а сегодня мы поговорим о зарождении жизни. Исходя из предыдущего занятия, ответьте на вопрос: «Что явилось источником возникновения жизни на земле»? (появился воздух, пошли дожди).

Да все это верно, но дожди шли долго, и что образовалось? Правильно, вот вы и догадались. На Земле появилась вода и стала источником жизни. Именно в океане впервые появилась жизнь. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на эту картину, взять в руки «подзорную трубу» и назвать мне какие объекты вы увидели, а я вам о них расскажу. (Детям предлагается картина с изображением подводного ландшафта). Пример обсуждения выделенного объекта:

Ребёнок: Я увидел такие столбики, серые с мохнатенькими отверстиями наверху.

Воспитатель: Это, ребята, морские губки. Они жили на дне, тела их были очень мягкими. Посмотрите,  как вы думаете, это животные или растения?

Р.: Я думаю, что растения. Потому что они не двигаются, наверное, у них в песке корни. И отрастают друг от друга как ветки на дереве.

В.: А кто думает по-другому?

Р.: Я думаю, что это животное, потому что наверху у них как бы рот.

В.: Да, ребята, губки – это действительно животные, хотя они и имеют некоторые признаки растений: корни. Но питались они более мелкими существами, которые,  ни о чём, не подозревая, заплывали к ним в ротовое отверстие. Кто ещё что видит?

Обсуждаются подобным образом морские лилии, кольчатые черви, медузы, светильники, трилобиты  и другие объекты, увиденные детьми.(Информацию смотри в энциклопедии «Доисторическая жизнь»).

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что многие животные похожи на трилобита. Давайте рассмотрим его на нашем экране.

Алгоритм вопросов:

1)К какому миру относится трилобит?

2)А где он обитал?

3)Посмотрите внимательно, что есть у трилобита?

4)Как вы думаете, кем был трилобит раньше, как он появился на свет?

Физкультминутку проводят дети.

Ребята, когда вы рассматривали части трилобита, то обратили внимание на его панцирь. Он был очень твердый, защищал от других животных и помогал двигаться, ведь у всех животных того времени не было позвоночника как у нас. Такие животные назывались беспозвоночные. И это была эпоха расцвета их жизни. Давайте составим карточку – схему «Беспозвоночные» (на карточке отмечаются следующие признаки: позвоночник отсутствует, есть плотный покров).

3 часть: Теперь ребята я вам предлагаю слепить из пластилина «Подводный ландшафт». Изготовление «Подводного ландшафта»

Модель «Подводный ландшафт».

Материал: пластилин, стеки, камни, песок, дно.

Изготовление: из пластилина вылепить трилобита, водоросли. Дно замазать пластилином, посыпать песком, камнями, прикрепить трилобита, водоросли.

Занятие 4

Тайные обитатели древних морей. Рыбы

Цель: Закрепить умение сужать поле поиска в игре «Данетка». Расширять и систематизировать знания о рыбах. Дать знания о происхождении рыб. Закрепить знания о позвоночных и беспозвоночных.

Методы: Игра «Данетка», СО, составление карточки – схемы «Позвоночное», беседа, игра «Поезд времени».

Предварительная работа: рассматривание альбома «Рыбы».

Ход занятия

1 часть:  «Данетка» на загаданное слово (рыба).

2 часть: СО «Рыба». Алгоритм работы на системном операторе:

К какому миру относится рыба? Где она обитает?

Что есть у рыбы, какие части тела?

Как рыба появилась на свет, как она развивалась?