Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 29

Игровое правило: ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет».

Ход игры

С помощью наводящих вопросов дети угадывают загаданный «кусочек времени».

Алгоритм угадывания «кусочка времени»

Например, загадан «год».

1-ая группа вопросов:

Это историческое время? – нет

Это доисторическое время? – нет

Это астрономическое время? – да

2-ая группа вопросов:

Это часовое время? – нет

Это суточное время? – нет

Это природное время? – нет

Это календарное время? – да

3-я группа вопросов:

Это меньше месяца? – нет

Это больше месяца? – да

Это больше века? – нет

Это больше месяца, но меньше века? – да

Это год? – да

Примечание: понять алгоритм временной «Данетки» поможет классификация «кусочков времени» (приложение 1)

Приложение 3

Рекомендательный список экскурсий в музеи г. Ульяновска

Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова[11].

1.  Древний мир до появления человека.

Дается представление о развитии жизни на Земле. Рассказ о ящерах, динозаврах, мамонтах и других доисторических животных. демонстрируются экспонаты палеонтологической коллекции. Работа с макетом «Геологическое прошлое края»

2.  Богатыри земли русской

Рассказ о русских богатырях-защитниках. Демонстрируются доспехи и оружие русских воинов: кольчуга, мисюрка, копье, кистень, пушка.

3.  Как хлеб на стол пришел

Рассказ о том, как сеяли и убирали хлеб. Демонстрация старинных орудий труда земледельцев: соха, борона, серп и т.д.

4.  Путешествие по крестьянской старине

Рассказ о том, как жили наши предки. Демонстрируются интерьер крестьянской избы, ткацкий станок, прялка, домотканое полотно.

5.  «Как рубашка в поле выросла»

Знакомство с этнографической коллекцией: ткацкий станок, прялка, домотканое полотно.

6.  Как жил писатель И. А. Гончаров

Рассказ о доме писателя. Демонстрация старинной мебели, подсвечников, книг. Рассказ о путешествии И. А. Гончарова на фрегате «Паллада». Показ модели фрегата, интерьера каюты, вещей, привезенных из путешествия.

7.  «Мы за чаем не скучаем»

Рассказ о традициях чаепития. Демонстрация коллекции самоваров и сравнение их по форме, размеру, строению. Демонстрация старинных чайных принадлежностей: щипцы для колки сахара, ножи, ситечко, подстаканник.

Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В. И. Ленина»[12].

Музей «Метеорологическая станция Симбирска»

1.  Солнечное царство – космическое государство

Беседа о Солнце, наблюдение в телескоп.

2.  История метеорологических приборов

Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска»

1.  Экскурсия-игра «Ключи от города»

Изучение истории основания родного города как военной крепости на границе Российского государства в XVIII веке; воспитание чувства любви и уважения к родному краю. Посещение историко-архитектурного комплекса «Симбирская засечная черта».

2.  Экскурсия-игра «В поисках времени»

Знакомство с объектами археологических раскопок.



[1] «кусочек» соответствует одному временному отрезку

[2] Описание методов ТРИЗ см. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А. Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошк. учреждений и студентов педагогических колледжей. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003

[3] См. занятие 2, тема 1

[4] См. занятие 8, тема 1

[5] Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. (Пособие для воспитателей и студентов педагогических колледжей). / под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 1999.

[6] См. приложение 2

[7] Применяем МФО

[8] Пименова И. К., и др. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд – во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 56 – 57

[9] Вместо слов на таблице выставляются символы или схемы, которые придумывают дети сами.

[10] См. приложение 1

[11] По материалам «Образовательной программы для дошкольников «Здравствуй, музей!»».

[12] По материалам пособия для преподавателей «Музеи заповедника – в помощь школе»