Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 20

Рекомендации воспитателям и родителям: посетить с детьми Краеведческий музей, зал геологического развития Ульяновской области; рассмотреть экспонаты, относящиеся к каменному, бронзовому и железному векам.

Занятие 4

Путешествие в древнее время

Цель: сформировать понятие «древнее время»; познакомить с народами, населявшими территорию нашей страны (славянами). Развивать умение искать причинно-следственные связи.

Методы: МШ, Машина Времени.

Ход занятия

Прошли тысячелетия и люди расселились по всей Земле. Мы отправляемся на Машине Времени на 1,5 тысячи лет назад на те земли, где сейчас раскинулись просторы нашей Родины. Жили тогда крепкие и отважные люди. Они называли себя славянами или людьми славы.

Мы оказались в небольшой деревне. Люди здесь живут в простых деревянных избах построенных из бревен. Давайте войдем в один из домов. Хорошо, что никого не оказалось дома. Мы можем все, как следует рассмотреть.

На стене висит оружие: железные мечи, кинжалы, боевые топоры – секиры, луки и стрелы, копья с металлическими наконечниками. Рядом кольчуги и шлемы. Чем занимались эти люди? (Они были воинами). Что умели делать славяне, если у них было такое оружие? (Они умели добывать металл и ковать его). Славянские мастера-оружейники славились далеко за пределами их земель.

А вот на столе глиняные горшки, кувшины. Какие мастера изготовили эти предметы? (Гончары). Древние мастера лепили из глины посуду и обжигали ее для прочности в огне. В такой посуде можно было готовить.

На небольшой полочке мы видим золотые и серебряные кольца, браслеты, ожерелья. Откуда они здесь появились? (Их сделали мастера-ювелиры).

Итак, какими ремеслами владели славяне? (Кузнечным, оружейным, гончарным, ювелирным).

Во дворе стоит соха. Для чего она нужна? (Чтобы пахать землю). Славяне были хорошими земледельцами. Хлеб у славян – всему голова.

А вот в пристройке овцы и козы. Какой мы сделаем вывод? (У славян были домашние животные. Люди получали от них молоко, мясо, шерсть и шкуры).

Что еще научились делать славяне? (Из меха и кожи убитых диких зверей они делали себе на зиму теплую одежду и обувь. А из конопли и льна пряли нити и ткали полотно для летних рубах).

Чем отличаются славяне от первобытных людей? (Славяне не кочуют, а живут на одном месте. У них появились мастера ремесленники. Славяне строят дома и огораживают свои деревни забором).

Это уже не первобытное время. Но все-таки славяне жили очень давно. Поэтому их время ученые назвали «древним временем».

Занятие 5

Древний город

Цель:Познакомить с первой столицей Русского государства – древним Киевом. Сформировать понятия о значении города в жизни людей: защита от врагов, торговля, резиденция князей.

Методы: МШ, игровая ситуация: строительство города.

Оборудование: строительный конструктор; мелкие игрушки, изображающие людей и животных.

Предварительная работа: Чтение книги «История человечества», глава «Мать городов русских».

Ход занятия

Больше тысячи лет назад у славян появились города. Это были настоящие крепости, в которых оборонялись от врагов. Здесь жили старейшина-князь и его дружина, а также ремесленники и торговцы. А вокруг городов, в деревнях, проживали земледельцы. Они везли в город продукты питания и меняли их на различные изделия. В случае угрозы со стороны врага большинство деревенских жителей было вынуждено покидать свои селения и скрываться вместе с горожанами за крепостными стенами.

Сегодня мы будем строить древний город. Но прежде нам нужно выбрать место. Во-первых, враги не должны напасть на город врасплох. Мы должны их увидеть первыми. Значит, где нужно строить город? (На возвышенности, на холме, чтобы с холма все было видно).

Во-вторых, ремесленники и купцы должны торговать с другими городами. А как до них добраться? (По дороге, на ладьях по реке). Значит, город должен стоять рядом с дорогами, на берегу реки.