Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 21

Место мы выбрали, приступим к строительству. Сначала построим церкви и хоромы для князя и его слуг. Центральную часть города обнесем стеной. Эта часть города называется кремль. Вокруг кремля выроем ров и заполним его водой. Теперь врагам будет  трудно попасть в крепость. За кремлевскими стенами построим дома для ремесленников и торговцев. Здесь будет и рыночная площадь. А рядом, на берегу реки, городская пристань, к которой подходили купеческие и княжеские ладьи, а также лодки простых горожан.

Именно такой город построили на высоком берегу Днепра три брата Кий, Щек и Хориф да сестра их Лыбедь. По имени старшего брата назвали город Киевом. Именно Киев стал главным городом, столицей большого и богатого государства Русь. Вскоре Киевская Русь стала одним из мощных государств своего времени.

Занятие 6

Появление письменности на Руси

Цель: Дать представление о способах передачи информации до появления письменности. Познакомить с первой азбукой Кирилла и Мефодия, материалами для письма. Сформировать понятия о летописях и летописцах.

Методы: МШ, схематизация.

Ход занятия

Древние славяне не знали письменности. У них не было алфавита. Но люди все равно писали письма друг другу. Как они это делали? (Рисовали картинки и знаки). славяне использовали рисунчатое письмо. Например, кругом изображалось солнце, волнистой линией – вода, крестом – огонь. С помощью картинок люди сообщали своим близким о том, как прошла охота, и какой урожай собрали с полей. Попробуем и мы написать такое письмо. Нарисуйте письмо, в котором вы описываете вчерашний день. Что интересного случилось с вами вчера?

Дети рисуют письма, обмениваются ими и читают.

Такое письмо было неудобно. И вот два болгарских монаха Кирилл и Мефодий придумали славянский алфавит и научили людей писать. На Руси было открыто множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки. На чем писали древние славяне? (На бересте). это был самый доступный и дешевый материал для письма. Палочками – писалами процарапывали на бересте буквы и знаки.

Для документов и княжеских грамот использовали пергамен – обработанную кожу молодых телят и ягнят. На пергамене писали чернилами с помощью птичьих перьев.

В Киево-Печерском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись «Повесть временных лет». Эта книга начинается словами: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить, и как прославилась Русская земля».

Нестор записал всю историю Руси с самого ее основания. А откуда он узнал, как возникла Русь? Люди не могли писать, но они рассказывали истории друг другу, отец сыну, дед внуку.

Нестор записал сначала все предания, а потом записывал все что происходило при его жизни. После смерти Нестора записывать историю продолжали другие летописцы.

Они писали на листах пергамена, потом сшивали их и вкладывали в кожаный переплет. Книги были очень дорогие (почему?) и только князья и бояре могли иметь дома библиотеки.

Итак, мы побывали в древнем времени. Что мы узнали о нем?

В это время жили славяне, они выращивали хлеб, разводили домашних животных, строили дома, занимались ремеслами. Главным городом Руси был Киев. В это время люди научились писать и писали на бересте и пергамене.

Занятие 7

Основание Москвы

Цель: Познакомить с историей основания Москвы Юрием Долгоруким. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Сформировать понятие «средние века».

Методы: МШ, игровая ситуация: археологические раскопки.

Оборудование: Карточки с изображением орудий земледелия, рыбной ловли, охоты, военного снаряжения.

Ход занятия

Сегодня мы будем играть в археологов. Кто такие археологи? (Ученые, которые раскапывают древние поселения, ищут предметы старины и по ним изучают историю). Мы будем делать раскопки на месте древнего поселения на берегу реки Москвы. Как жили люди этого поселка? Мы нашли соху, серп. Какой сделаем вывод? (Люди занимались земледелием). А вот остатки рыболовной сети, рыболовные крючки, гарпуны, луки, ножи. О чем говорят эти предметы? (Люди были охотниками и рыбаками).