Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 27

Цель: учить количественной характеристике временных эталонов. Учить сравнивать отрезки времени между собой, используя количественные характеристики: больше – меньше, раньше – позже, длиннее – короче.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило:  из предложенных карточек-символов «кусочков времени» подобрать символы заданного отрезка времени и его соседей, расставить карточки по порядку.

Материал: карточки-символы «кусочков времени».

Ход игры

Воспитатель задает вопросы, например: Как месяц (зима, утро, минута и т.д). относится к своим соседям?

Дети (отвечают и выстраивают цепочку): Месяц больше недели, но меньше года (неделя – месяц – год).

Утро позже ночи, но раньше полдня (ночь – утро – полдень)

Минута длиннее секунды, но короче часа (секунда – минута – час)

Больше - меньше по продолжительности.

Цель: овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой; формирование восприятия продолжительности отрезков времени; формирование умения выражать мысли краткой пояснительной речью.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: выбор соответствующего знака между карточками.

Материал: карточки-символы «кусочков времени», карточки-знаки >, <, =.

Ход игры

Между двумя карточками с символами кусочков времени, предложенными ведущим, дети помещают  знак <, >,=.

Например:     Неделя < месяц, 7 месяцев < год, 7 суток = неделя и т.д.

Примечание: игру можно проводить в форме эстафеты между двумя командами. В таком случае потребуется 2 комплекта карточек.

Найди пару.

Цель: осознание зависимости между временными эталонами разных звеньев (месяцев года и времен года). Расширение запаса слов обозначающих времена года: ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.п.

Игровое действие: бросание и ловля мыча.

Игровое правило: отвечает ребенок, получивший мяч от воспитателя. После ответа он бросает мяч снова воспитателю или ведущему.

Ход игры

Ведущий называет месяц, ребенок ищет пару среди времен года. Или наоборот.

Например:     Январь - середина зимы, ранняя весна - март

Раз, два, три ко мне беги.

Цель: овладение знаниями об историческом времени. Учить узнавать историческую эпоху по изображению предметов и сюжетным картинкам. Учить доказательной речи.

Игровое действие: прибежать к ведущему.

Игровое правило: к ведущему подбегают только те дети, у кого есть карточка названной эпохи

Материал: карточки и сюжетные картинки с изображением исторической эпохи

Ход игры

Детям раздаются карточки, соответствующие разным эпохам. Воспитатель приглашает к себе детей, имеющих карточки какой-то одной эпохи.

Например: 1,2,3 – у кого изображение древнего мира ко мне беги.

Что лишнее.

Цель: Закрепить умение выделять причинно-следственные связи событий, а также умение видеть изменения предметов в их историческом развитии. Развивать логическое мышление, связную речь.

Игровое действие: убрать из набора картинок лишнюю.

Игровое правило: лишняя картинка должна быть только одна.

Материал: набор картинок с изображением предметов, принадлежащих к разным историческим эпохам.

Ход игры:

Из набора картинок убрать лишнюю, не соответствующую заданной эпохе.

Например: даны картинки с изображением предметов древнего мира: кольчуга, копье, соха, печатная книга.

Ребенок: лишняя книга, потому что печатные книги появились в средние века.

Историческая мозаика.

Цель: закреплять умение находить признаки исторической эпохи. Развивать комбинаторное и пространственное мышление. Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.

Игровое действие: собрать картинку мозаику.

Материал: сюжетные картинки, изображающие разные исторические эпохи.

Ход игры

Ребенку предлагается собрать разрезанную на части сюжетную картинку. Затем, используя метод эмпатии, предложить ему войти в исторический образ и составить рассказ.

История моды.