Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 9

Материалы фонда разделены по отдельным темам. При разработке классификации учитывается как тематика имеющихся материалов, так и проблемы учреждения дополнительного образования (коллектива, педагога, системы дополнительного образования детей), требующие решения. Тематика наиболее важной на данной момент темы, проблемы может быть вынесена в отдельный крупный раздел. Например, п/раздел “Дополнительное образование” (см. приложение № 1) в предыдущем варианте классификации фондов ИМЦ был вынесен в специальный раздел, отражающий нормативно-правовую базу системы дополнительного образования детей, содержание и организацию деятельности в УДО, деятельность по профилям  т.д. Это было вызвано тем, что данные вопросы были наиболее актуальны, пользовались повышенным спросом и являлись приоритетными для накопления информации.

Данный подход используется при систематизации как фондов учреждения дополнительного образования (структурного подразделения), так и фондов педагогических работников.

Комплексно-дифференцированный подход

Предполагает наиболее сложную структуру деления фондов, которая учитывает как категорийность материалов (т.е. их назначение, их тематику), так и те проблемы, которые требуют решений (или те темы, вопросы, направления какой-либо деятельности, имеющие место в данном учреждении , но недостаточно полно разработанные, оснащенные).

Данный подход лежит в основе классификации информационно-методических фондов ГУ ЦДЮ (см. приложение 1). Концептуальной основой данной классификации можно считать параметры и критерии педагогического профессионализма педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. Классификация нацеливает педагогов на осознание своей деятельности, дает ориентиры развития, поиска.

Оформление классификации

Классификация оформляется в виде иерархической системы, состоящей из нескольких уровней. Первый уровень - более общие темы, второй - более частные. Может быть третий, четвертый и т.д. уровни. Глубина классификации может быть разной. Принцип деления: от общего - к частному. Каждому уровню соответствует цифровое обозначение:  первый уровень 1., 2., 3., и т. д.

второй уровень 1.1., 1.2., 1.3., и т.д.

третий уровень 1.1.1., 1.1.2., и т.д.

В практике педагогов имеет место замена цифрового обозначения цветовым или их сочетание.

Способы систематизации информационно-методических фондов

В зависимости от количества материалов фонда, от содержания и профессиональных качеств педагогических (методических, управленческих) работников способы систематизации могут быть разные.

1 способ

Все материалы фонда делятся на отделы:

- книги и брошюры,

- газетно-журнальный фонд,

- папочный фонд,

- видеозаписи,

- аудиозаписи,

- материалы компьютерного фонда.

Далее материалы каждого отдела изучаются, анализируются с точки зрения содержания и адресности и делятся на группы по тематике или по назначению (функционалу). После этого разрабатывается структура классификации.

2 способ

На основе выбранного подхода разрабатывается структура классификации информационно-методических фондов. Т.е. выбираются те или иные темы, структурируются и выстраиваются в определенной логической последовательности. Далее на основе классификации систематизируются все материалы фонда.

3 способ

Когда невозможно создать единую классификацию для всего фонда, на основе выбранного подхода разрабатываются отдельные классификации для каждого отдела (книги и брошюры, газеты и журналы, видеозаписи, компьютерный фонд и т.д.) или для группы отделов.