Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 13

Среди педагогических работников, пользующихся услугами информационно-методического центра ГУ ЦДЮ, можно выделить несколько групп по разным основаниям:

а) По типу образовательного учреждения педагогические работники:

- дошкольных учреждений;

- школ;

- учреждений дополнительного образования;

- специальных и высших учебных заведений;

- учреждений культуры;

- учреждений профтехобразования.

б) По категориям педагогических работников:

- кадры управления;

- методисты;

- педагоги школ;

- педагоги дополнительного образования;

- педагоги организаторы;

- психологи;

- социальные педагоги.

Количественные показатели посещения педагогическими работниками информационно-методического центра ГУ ЦДЮ имеют тенденцию к росту:

1995 - 96 уч. год - 359 человек

1996 - 97 уч. год  - 525 человек

1997 - 98 уч. год  -  834 человека

Наибольшее количество посетителей в информационно-методическом центре приходится на периоды август - сентябрь, январь - февраль, май - июнь, что соответствует периодам проектирования и корректировки планов работниками образовательных учреждений.

В последние годы наблюдается уменьшение количества пользователей из числа работников УДО области и школьных работников. На сегодняшний день в процентном соотношении картина такова: 95 % от общего числа посетителей составляют работники УДО, из них 83 % - ГУ ЦДЮ. Анализ посещения ИМЦ различными категориями работников дает следующие результаты:

* методисты  -  33 %

* педагоги ДО  - 25,7 %

* педагоги-организаторы  - 22,9 %     

* управленческие кадры  - 15,6 %

* др. работники УДО  - 1,8 %

По данным аналитической справки состояния деятельности ГУ ЦДЮ за три года (1995-97 года), подготовленной временным научно-исследовательским коллективом "Стратегия", наблюдается тенденция увеличения количества педагогов, имеющих высокий разряд ( 13, 15, 16 разряды - почти в 2 раза),  и получающих более высокую категорию (всего аттестованных - 76 чел., что составляет 61 % от общего количества педагогов).

Сопоставление выше приведенных данных дает право предположить, что работа ИМЦ по информационно-методическому оснащению деятельности педагогических работников ГУ ЦДЮ оказывает положительное влияние на повышение из педагогического профессионализма, хотя и нельзя с достаточной долей точности сказать - в какой степени. Разработка механизмов отслеживания влияния методического обеспечения на деятельность педагогов - дело будущего.


III. Условия эффективности информационно-методического оснащения

Эффективность - показатель приведения чего-либо к нужному результату, наибольший эффект (27, Т. 4, с. 770). 

Первым условием эффективности информационно-методического оснащения деятельности педагогических работников можно назвать качество  деятельности методических кадров, его осуществляющих.

           Качество работы ИМЦ определяется качественным уровнем информационно-методических фондов, уровнем их организации и уровнем распространения информации. ( Критерии оценки деятельности ИМЦ разработаны автором данной работы совместно с руководителем ИМЦ Т.В. Ильиной).

I. Качественный уровень методических фондов

1. Целевой компонент фондов.

1) Соответствие тенденциям развития системы дополнительного образования и данного учреждения дополнительного образования.

2) Направленность материалов фонда на ребенка и степень влияния методического оснащения на эффективность педагогической деятельности. (Насколько в методическом оснащении просматриваются различные результаты деятельности.)

3) Соответствие материалов современным принципам организации образовательного процесса (гуманистический характер содержания образования, демократический характер управления образовательным процессом и пр.).

4) Соответствие методического фонда основным целям и функциям системы дополнительного образования.

5) Отраженность в методическом оснащении особенностей детей, на которых направлена педагогическая деятельность ( возраст, психологические и физиологические особенности, уровень подготовленности и т.д.), а также всех компонентов педагогической деятельности.

2. Практическая значимость материалов.

1) Технологичность методических материалов.

2) Возможность воспроизведения деятельности в соответствии с методическими материалами в других условиях.