Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 5

Важную роль в информационно-методическом оснащении педагогической деятельности играют способы накопления, регистрации, обработки информации; систематизированное ее хранение и передача пользователям в удобной для них форме.

2.3.1.  Накопление информации

Накопление информации предполагает продуцирование методических знаний, отбор и приобретение литературных источников, материалов периодической печати, различных видов методической продукции, аудио- и видеоинформации, электронных публикаций и т.д.

Одной из форм выражения результата информационно-методического оснащения является методическая продукция того или иного вида. Классификация видов методической продукции впервые была представлена в словаре-справочнике “Методическая деятельность” (16, с. 11-20). На основе ее руководителем ИМЦ Т.В. Ильиной была разработана типология видов методической продукции (см. приложение № 11). В фонде информационно-методического центра ГУ ЦДЮ представлены все эти виды. Если говорить о создании методической продукции работниками самого ИМЦ, то здесь приоритет отдается научно-методической продукции, информационно-инструктивному и информационно-прикладному типам, что обусловлено спецификой деятельности данного подразделения.

Источниками пополнения информационно-методических фондов ИМЦ ГУ ЦДЮ является:

·  газетно-журнальные публикации (периодика);

·  литературные источники;

·  материалы конференций, семинаров, “круглых столов”, методических объединений, педагогических мастерских, творческих лабораторий и т.д.;

·  авторские разработки;

·  диссертации, рефераты, курсовые и дипломные работы;

·  электронные публикации;

·  каталоги, буклеты, проспекты, рекламные издания;

·  неопубликованный педагогический опыт (описание, обобщение).

Одной из форм представления опыта работы педагогического работника или учреждения дополнительного образования детей в целом на информативном уровне является “Визитная карточка” (см. приложение № 13, 14). В результате обработки "Визитных карточек" в информационно-методическом центре ГУ ЦДЮ создаются самые разные методические  “продукты” (картотека опыта педагогов дополнительного образования, картотека форм детских образовательных объединений по профилям, справочник адресов учреждений дополнительного образования). Анализ "Визитных карточек" за несколько лет дает возможность проследить динамику развития учреждения дополнительного образования или отдельно взятого детского образовательного объединения. Сравнивая "Визитные карточки" учреждений дополнительного образования района, области, регионов, появляется возможность выявить тенденции развития этих учреждений и в целом системы дополнительного образования. “Визитная карточка” может стать отправной точкой к созданию программы развития учреждения дополнительного образования или описанию (обобщению) опыта работы конкретного педагога (детского образовательного объединения, структурного подразделения); к организации деятельности по обмену опытом.

Около 40 % от общего числа поступлений в фонд информационно-методического центра составляют авторские материалы работников образовательных учреждений. Для обеспечения качественного уровня фондов в ИМЦ работает редакционный совет, на котором анализируются все авторские разработки с точки зрения критериев отбора материалов вкладчиков.

Критерии отбора материалов вкладчиков

1. Актуальность для современной системы образования и дополнительного образования, для педагогической науки.

2. Практическая значимость и технологичность.

3. Пользовательский спрос на проблематику (тематику).

4. Стилистическая грамотность (научный, публицистический, деловой, художественный стиль), “читаемость” материалов: четкая логика изложения, понятность и развернутость замысла.

5. Педагогическая грамотность.

6. Открытость и аргументированность позиции автора.

7. Соблюдение требований к оформлению материала ( См. приложение № 9).

8. Соответствие материалов указанному жанру, типу и виду продукции.

9. Этичность представления материалов: заключение цитат в кавычки, обязательность ссылок на источники и авторов идей.