Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 3

По мнению Е.В. Титовой, “методические знания имеют определенную специфику, которая отличает их от теоретических и эмпирических. Если теоретические знания содержат обобщенные выводы о закономерностях какого-либо процесса, эмпирические описывают протекание процесса, как правило, в тех или иных конкретных ситуациях, условиях, то методические знания призваны раскрыть способы и порядок организации деятельности того или иного процесса” (30, с. 50-51).

Педагогический профессионализм не может быть статичен. Он должен развиваться, совершенствоваться. Для повышения своей профессиональной компетентности педагогические работники должны совершенствовать, пополнять свои знания.  Обилие же научно-педагогической и эмпирической информации нередко приводит к тому, что потребителю все труднее становится получить нужные сведения. В обществе сложилось ряд противоречий:

·  “между все увеличивающимся потоком научной и эмпирической информации и возможностями ее усвоения;

·  между большим объемом информации и интеллектуальными способностями ее переработки;

·  между все возрастающей функциональной загруженностью педагогических работников и информационными потребностями” (28, с. 5).

Существующие библиотеки и информационно-педагогические центры осуществляют подготовку и выпуск в помощь педагогам различных видов информационных изданий: библиографические указатели, реферативные и аналитические обзоры, содержащие материалы по состоянию новейших достижений и тенденциях развития педагогической науки, о путях разрешения педагогических проблем. Тем самым, названные структуры осуществляют лишь информационное оснащение деятельности педагогических работников и не занимаются  организацией оснащения методического. Кроме того, значительная часть информации о педагогическом опыте, творческих находках работников учреждений дополнительного образования детей остается неизвестной. Восполнить существующий пробел пытается информационно-методический центр ГУ ЦДЮ через создание системы информационно-методического оснащения деятельности педагогических работников системы дополнительного образования Ярославской области и других регионов России.

В работе над темой "Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования как фактор повышения их профессионализма" автор использовал следующие исследовательские методы:

- Анализ литературных источников, нормативных документов, материалов научно-практических конференций.

- Анализ текущих и перспективных планов работы и программных документов   УДО, прогностических материалов.

- Метод наблюдения.

- Анкетирование.

- Метод свободного диалога.

- Интервьюирование.

- Статистические методы.

Анализ состояния информационно-методических фондов ряда учреждений дополнительного образования  Ярославской области, программных документов и методических материалов отдельных педагогических работников; изучение информационно-методических потребностей различных категорий педагогических кадров УДО; исследования разработанности вопроса педагогического профессионализма системы дополнительного образования в науке дают возможность говорить об актуальности на сегодняшний день выбранной автором темы.

Цель данной работы - раскрыть условия, при которых информационно-методическое оснащение педагогической деятельности может выступать фактором профессионального роста педагогических работников учреждений дополнительного образования, обусловливая тем самым рост качества и результатов педагогических процессов. Поскольку базой исследования выступали УДО Ярославской области и исследование осуществлялось в течение нескольких лет работы автора в информационно-методическом центре ГУ ЦДЮ, то на примере его деятельности и предполагается раскрыть обозначенную тему.

Предлагаемый материал может быть полезен не только методическим работникам, но и педагогам дополнительного образования, управленческим кадрам учреждений дополнительного образования, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений.