Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 8

·  просмотр содержания материала (беглый или детальный),

·  анализ текста с точки зрения содержания и адресности,

·  библиографическую обработку и систематизацию,

·  аннотирование (краткое или развернутое).

Оформление библиографической записи осуществляется в ИМЦ в соответствии с требованиями высшей аттестационной комиссии.

В том случае, если информация готовится для размещения в компьютерных фондах, материал подвергается модульной и предсистемной обработке в соответствии с требованиями к информационно-педагогическому модулю (см. приложение № 8), разработанными на основе “Концепции создания, функционирования и развития Республиканской сети информационного кругооборота данных о педагогическом опыте и научно-педагогических исследованиях в системе повышения квалификации работников образования” (28, с. 3-20).

Подходы к систематизации информационно-методических фондов

Систематизация - процесс упорядоченного распределения объектов, осуществляемый по сходству или различию присущих им признаков.           Систематизация дает возможность упорядоченного хранения информационно-методических материалов, что обусловливает оперативный поиск необходимой информации. Систематизация осуществляется на основе какой-либо классификации, т.е. системы деления материалов по определенным признакам (основаниям).

Так, согласно библиотечно-библиографической классификации (1, с. 7-8), вся информация может быть разделена по отраслям знаний:

* Общенаучные и междисциплинарные знания.

* Естественные науки.

* Техника.

* Сельское хозяйство.

* Здравоохранение.

* Общественные и гуманитарные науки (среди них - наука, культура, просве-    щение, психология, искусство).         

В.М. Полонский (23, с. 82-83) предлагает следующие основания для классификации источников информации:

1. С точки зрения объема документа:

- книги (более 48 страниц),

- брошюры (5 - 48 страниц),

- листовки (1- 4 страницы).

2. С точки зрения знаковой природы информации:

- текстовая,

- нотная,

- картографическая,

- изоинформация.

3. По целевым функциям:

- официальное издание,

- научное издание,

- научно-популярное издание,

- нормативно-производственное,

- учебное издание,

- учебно-методическое,

- информационное издание,

- библиографическое и т.д.

4. По степени аналитико-синтетической функции переработки информации:         

- информационное,

- библиографическое,

- реферативное,

- обзорное.

В практике учреждений дополнительного образования используются функциональный, проблемно-тематический, проблемно-функциональный и комплексно-дифференцированный подходы к классификации материалов, что определяется выбором объекта (-ов) информационно-методического оснащения.


Функциональный (категорийный) подход

Весь материал фонда делится по своему назначению для определенной категории работников:

·  Управленческая деятельность.

·  Методическая деятельность.

·  Педагогическая деятельность.

·  Психологическая деятельность.

·  Досуговая деятельность и т.п.

Каждый из этих разделов еще более детально структурируется по направлениям деятельности. Данная классификация используется при систематизации фондов крупного структурного подразделения или  учреждения дополнительного образования в целом.

Проблемно-функциональный подход

Весь материал фонда делится по своему назначению для определенной категории работников (как и в предыдущем случае). Далее в каждом из этих разделов могут быть выбраны отдельные темы - проблемы (или некоторые направления той или иной деятельности). Этот вариант классификации применяется не только при систематизации информационно-методических фондов крупного структурного подразделения и в целом УДО, но и при систематизации фондов конкретного педагога. В этом случае первичное структурирование по функциям может быть частичным.

Проблемно-тематический подход