Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 11

Накопление, регистрация и систематизация материалов есть ни что иное как этапы организации информационно-методических фондов.

“Организация” в переводе с французского означает “предаю стройность, устраиваю”. Организовать информационно-методический фонд - значит упорядочить , во-первых, его структуру, а во-вторых, действия в деятельности по созданию этого фонда.

Основные принципы организации фондов

1. Избирательность информации.

Предполагает отбор из всего потока вышедшей информации той, которая соответствует индивидуальным запросам потребителей и перспективам развития системы дополнительного образования, а также приоритетом в деятельности данного учреждения.

2. Оперативность информации.

Предполагает выдачу потребителю необходимой информации в кратчайшие сроки.

3. Полнота выдачи информации.

Характеризуется подбором по максимуму источников информации для их обработки согласно индивидуальным запросам потребителей.

4. Мониторинг информационных потребностей и тенденций развития науки и практики.

Предполагает создание регулярно действующей системы по отслеживанию спроса и тенденций развития педагогической науки и практики.

2.3.3. Распространение информации

Профессиональный рост педагогических работников выражается в расширении и углублении специальных знаний, совершенствовании их профессиональных умений и навыков, сформированности методической культуры.

По мнению Р.С. Немова (18, с. 476), те знания, которые получают педагогические работники в учебном заведении, обладают двумя не совсем приятными свойствами: во-первых, они не включают всего того, что может понадобиться педагогу на практике, а во-вторых,  эти знания довольно быстро устаревают и требуют обновления за счет самообразования и повышения квалификации в ходе подготовки к аттестации.

Чаще всего педагог испытывает потребность в методических знаниях. Однако, никакой информационно-методический центр не сможет методически обеспечить образовательный процесс (педагогическую деятельность) каждого конкретного педагогического работника. Важно научить педагогов ориентироваться в обилии информации, отбирать необходимую, овладевать методическими знаниями и конструировать свои собственные методики.

Функция распространения информации реализуется ИМЦ ГУ ЦДЮ в различных формах. Среди них можно выделить следующие группы:

1. Информационно-просветительские формы

Выставка литературы

Согласно Словарю русского языка, "выставка - собрание каких-либо предметов, животных, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место обозрения" (19, с. 116).

По мнению авторов словаря-справочника “Методическая деятельность”

(16, с. 20), выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды литературных источников или методических материалов ( в том числе дидактических пособий), педагогического опыта. Выставки могут быть стационарные и передвижные, временные и постоянно действующие. По содержанию представленных материалов можно выделить тематические, проблемные, проблемно-тематические, обзорные выставки.

Основными условиями эффективности организации выставки являются:

·  Предварительная адресная реклама выставки с указанием содержания, места и времени работы.

·  Достаточно длительное функционирование (если не организуется на разовом деле).

·   Аннотирование литературы.

·  Наличие заглавия выставки, отражающее адресность.

·  Перспективное планирование выставок.

Традиционными в ИМЦ стали выставки по периодам организации деятельности учреждения дополнительного образования, к календарным праздникам, выставки новых поступлений, а также материалов и литературы в помощь педагогическим работникам (слушателям Факультета методической подготовки, Центра профессиональной стажировки педагогических кадров, аттестующимся работникам) - по конкретным темам и проблемам. Кроме этого организуются разовые тематические выставки к семинарам, педагогическим мастерским, педагогическим конференциям.

Обзор