Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 10

Выбор (разработка) той или иной классификации определяется удобством ее использования, быстротой поиска информации, полнотой выборки и простотой отнесения материала к какому-либо разделу. В разные периоды функционирования информационно-методического центра ГУ ЦДЮ способы систематизации были разные. Так, на этапе становления использовался первый способ, что было вызвано, во-первых, приходом нового кадрового состава методистов, а во-вторых, переходным периодом в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Позднее с развитием системы дополнительного образования и с совершенствованием деятельности  ИМЦ классификация была переработана. Это дало возможность по-новому систематизировать все материалы, применив второй способ. В настоящее время, когда значительно пополнился информационно-методический фонд ИМЦ в традиционном представлении информации (на бумажных носителях), а также появилась возможность хранения и обмена информацией при помощи новых информационных технологий (которые предъявляют свои требования классификации материалов в соответствии с той или иной компьютерной программной), методисты были вынуждены в очередной раз провести пересистематизацию фондов. Для этого была разработана своя классификация на бумажные фонды (см. приложение № 1) и система деления информации компьютерного фонда Банка педагогической информации по дополнительному образованию, одним из разработчиков которых является автор данной работы (см. приложение № 2).

Справочно-поисковый аппарат

Справочно-поисковый аппарат является продуктом систематизации информационно-методических материалов и главным ориентиром пользователя при поиске информации. Согласно источникам по библиографическому делу (2, с. 18-21, 3, с. 21-23, 209-213), он может быть представлен различным набором каталогов и картотек.

Каталог - слово греческое. В переводе на русский язык означает “список”. В данном контексте каталог  - систематизированный перечень книг, имеющихся в фонде и предназначенный для раскрытия состава и содержания фонда. По способу группировки карточек можно выделить следующие.

Алфавитный каталог

Это каталог, в котором описания произведений печати (карточки на литературный источник) располагаются, независимо от их содержания, в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений (без указания авторов или, если авторов более трех). Алфавитный каталог дает возможность установить: есть ли такая книга (брошюра) в фонде и где она находится. Оформляется этот каталог буквенными разделителями.

Систематический каталог

Это каталог, в котором карточки на произведения печати располагаются в соответствии с принятой классификацией (от общих вопросов к частным). В отдельной группе нижнего уровня карточки распределяются в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий. Оформляется такой каталог разделителями с указанием названия раздела и цифрового (цветового) кода (шифра). Систематический каталог отвечает на вопрос о том, какие литературные источники по той или иной теме(проблеме) есть в фонде и где они хранятся.

Кроме каталогов к справочно-поисковому аппарату относятся

картотеки. По своим функциям они близки к каталогам, помогают ориентироваться в материалах фонда.

Систематическая картотека

Отличается от одноименного каталога тем, что в ней находятся карточки на источники информации, расположенные в других фондах (библиотеках, учреждениях дополнительного образования, ИПК и т.д.). В остальном она схожа с каталогом.

Газетно-журнальная картотека

Эта систематическая картотека статей. Оформляется она в соответствии с принятой классификацией (разделители как у систематического каталога). Эта картотека оперативно отражает новые материалы периодической печати.

Кроме названных могут быть созданы картотеки папочного фонда, аудио-, видеофонда и т.д.

Для удобства работы пользователя с фондами, для быстроты и полноты поиска необходимой информации в информационно-методическом центре создана единая систематическая картотека на книги, брошюры, газетно-журнальные публикации и материалы папочного фонда. Для поиска информации компьютерного фонда методистами разработаны свои справочно-поисковые системы: каталоги, меню, справочно-поисковый образ информационно-педагогического модуля и т.д.