Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 6

10. Возможность редактирования текстов.

По мнению автора работы, факторами, влияющими на содержание фондов, являются:

·  Тенденции развития науки и практики.

·  Состояние перспективы развития системы дополнительного образования.

·  Приоритеты деятельности работников, структурных подразделений и учреждения в целом.

·  Выбор объекта (ов) информационно-методического оснащения.

·  Информационные потребности пользователей.

По определению В.М. Полонского, “информационные потребности педагога - потребности в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методике преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции” (23, с. 72).

Методы изучения информационных потребностей педагогических работников
(из опыта работы ИМЦ)
Анкетирование

Данный метод наиболее эффективен для изучения информационных потребностей потребителей, значительно удаленных от ИМЦ по месту жительства.

При использовании данного метода автор работы придерживается взглядов В.И. Журавлева, А.А Елизарова, А.К. Капитанской (28, с. 27-28) на то, что анкета должна включать тот комплекс вопросов, который позволяет при ее обработке выделить информационные запросы пользователей. В этот комплекс вопросов можно включать следующие:

·  Необходимые данные о потребителе информации (Ф.И.О., Адрес, телефон)

·  Виды и характер деятельности, место работы.

·  Выполняемые функции (должность).

·  Тематика его информационных запросов.

·  Способы получения им информации, удобные для него на данный момент и др.

С целью влияния на формирование информационных потребностей в анкету может быть включен перечень наиболее актуальных проблем, предложенных для информирования, варианты различных информационно-методических услуг - на выбор потребителя, перечень фондов, в которых сосредоточен необходимый объем ценной литературы и т.д.

Придерживаясь выше названных характеристик, в ИМЦ был разработан ряд анкет для изучения информационных потребностей педагогических работников учреждений дополнительного образования Ярославской области (см. приложение № 3).              

Интервьюирование

Этот метод используется при выявлении спроса в непосредственной беседе с пользователями. Он предполагает собеседование с человеком на основании предварительно подготовленных вопросов. Как правило, данный метод используется методистами ИМЦ во время сессий Центра профессиональной стажировки педагогических кадров и занятий Факультета методической подготовки, когда идет большой поток слушателей и курсантов.

Метод свободного диалога

Данный метод применяется спонтанно, без предварительной подготовки в различных формах работы с кадрами: при информационно-методическом обслуживании посетителей ИМЦ, во время консультаций, семинаров, рабочих встреч и т. д. Он позволяет не только выявить спрос на те или иные темы, а и влиять на формирование спроса.

В процессе беседы, через уточняющие вопросы, работники ИМЦ пытаются выявить проблемы, по которым был сформирован заказ. В результате этого происходит ориентация (переориентация) педагогического работника на ознакомление (изучение) того материала, который поможет найти наиболее эффективные пути выхода из сложившейся ситуации.

Кроме выше названных методов для выявления информационных потребностей в практике ИМЦ используется анализ документов разного рода: планы работ учреждений дополнительного образования, текущие и перспективные планы (программы) различных категорий работников УДО, нормативные и инструктивные документы по организации системы дополнительного образования детей, материалы научно-практических конференций и т.п.

Довольно эффективной формой, позволяющей изучать потребности педагогических работников,  является введение в ИМЦ системы заявок  на подбор требуемой информации, а также карточек учета выдаваемой литературы работникам ГУ ЦДЮ (см. приложения № 4, 5).